№2 когнитивные бАрьеры и рАботА с кАтегорией сложности в обучении в свете рАзличных исторических типов нАучной рАционАльности д. н. кожеВникоВ (Центр средств обучения ФГБНУ Институт стратегии развития образования РАО; e-mail: rao721@ya.ru) В статье рассмотрены некоторые следствия процессов глобализации и информатизации (появления цивилизации информации), которые характеризуются изменением способов и сферы взаимодействия человека с внешним миром; показано формирование когнитивных барьеров, связанных с категорией сложности и с появлением когнитивных технологий; сделаны выводы о необходимости учиться преодолевать существующие когнитивные барьеры с помощью создания когнитивных инструментов для работы с категорией сложности в свете доминирующего типа научной рациональности – постнеклассического этапа развития научного знания. <...> Ключевые слова: когнитивные технологии, когнитивные барьеры, категория сложности, полисемия, междисциплинарные коммуникации, трансдисциплинарный метаязык, мультидисциплинарные дидактические комплексы средств обучения, постнеклассический этап развития знания, сфера взаимодействия, полимодельные интерпретации, информационная насыщенность, интерактивность. <...> Появление когнитивных технологий (КТ) – закономерное следствие процессов глобализации и информатизации (появления цивилизации информации), которое характеризуется изменением способов и сферы взаимодействия человека с внешним миром Это своеобразный ответ на вызов современности, на запрос создания мыслящего в открытых системах человека – на запрос широкого сознания Стратегически система, развивающая мышление, должна отвечать на государственный запрос Ранее запрос был более узкий: создание ячейки общества, элемента или кирпичика в деле социального или государственного устроения Сейчас этот запрос меняется В современном бурно изменяющемся мире неясны цели и неизвестны угрозы, в связи с этим <...>