Миклухо-Маклая, 10, Москва, Россия, 117198 В статье описывается комплекс учебных пособий, разработанный на кафедре русского языка и методики для обучения иностранных студентов-филологов. <...> Ключевые слова: фонологическая теория, Е.А. Брызгунова, преподавание русского языка как иностранного. <...> Возник вопрос, как научить иностранных студентов русской звучащей речи. <...> В это время появляется монография Е.А. Брызгуновой «Практическая фонетика и интонация русского языка» [3] как результат работы с иностранными студентами разных национальностей и преподавателями-русистами, обучающими иностранцев русскому языку. <...> Брызгуновой представляет собой способ комплексного коммуникативного анализа звучащей речи с помощью четырех средств: звукового и лексико-грамматического состава высказывания, типа синтаксической конструкции, интонации и смысловых связей с предшествующим и последующим контекстами (или с ситуацией), интонация, в свою очередь, представлена единством четырех средств: типом интонационной конструкции (ИК), местом интонационного центра в синтагме (ИЦ), наличием и местом синтагматического членения (СЧ) и паузой внутри синтагмы в особом смыслоразличительном значении (последнее средство представляется менее нагруженным в русском языке), а в состав звуковых средств, кроме интонационных, входят фонемный состав словоформ и словесное ударение. <...> Шесть звуковых средств представлены в специальной таблице, имеющейся в разных публикациях, незвуковые средства многократно анализированы во многих работах Е.А. Брызгуновой и ее учеников и продемонстрированы в ее теории вариативных рядов высказываний. <...> Таким образом, концепция выстраивается в стройную и комплексную теорию звучащей речи. <...> Интонация представлена здесь в основном как система трех смыслоразличительных интонационных средств (ИК, ИЦ, СЧ), взаимосвязанных, но в то же время относительно автономных. <...> Использование фонологической теории Е.А. Брызгуновой <...>