ПРОБЛЕМЫ ОПИСАНИЯ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА* А.В. Рудакова Кафедра общего языкознания и стилистики ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет» Университетская пл., 1, Воронеж, Россия, 394006 Статья посвящена описанию психолингвистического значения слова. <...> На примере слова «кобель» автор обращается к анализу некоторых проблем описания психолингвистического значения — место «ложных» значений в структуре значения, определение эмоционально-оценочной характеристики семемы. <...> Сравнительный анализ толкования значения слова в традиционных толковых словарях и реально представленного в сознании носителей языка значения слова убедительно свидетельствует о несовпадении указанных языковых явлений. <...> В связи с этим предлагаем терминологически разграничить два типа значений — значение, представленное в толковом словаре (лексикографическое значение), и значение, представленное в сознании носителя языка (психолингвистическое значение) [1. <...> Под психолингвистическим значением слова мы понимаем упорядоченное единство всех семантических компонентов, которое актуализирует изолированно взятое слово в сознании носителей языка, в единстве более и менее ярких, ядерных и периферийных, все из которых реально связаны с данной звуковой оболочкой (лексемой) [2. <...> Для описания психолингвистического значения наиболее эффективен свободный ассоциативный эксперимент. <...> Результатом данной работы стал выход в свет Ассоциативного словаря употребительной русской лексики [3], содержащего 1080 ассоциативных полей слов-стимулов. <...> Затем данные ассоциативного словаря были подвергнуты семной интерпретации, т.е. ассоциаты были интерпретированы как вербализация отдельных сем слова-стимула. <...> * Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ, проект 12-04-00128а «Теоретические проблемы разработки и создания „Психолингвистического толкового словаря современного русского языка“», НИЧ 12059. <...> Проблемы описания <...>