УЧЕБНОЕ РЕФЕРИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ О СВОЙСТВАХ ПРЕДМЕТА М.А. <...> Березняцкая, Л.К. Серова Кафедра русского языка Инженерный факультет Российский университет дружбы народов ул. <...> Орджоникидзе, 3, Москва, Россия, 117923 В статье проанализированы основные приемы и правила реферирования научных текстов о свойствах для студентов инженерного и естественного профиля. <...> Рассмотрены возможные трансформации предложений, в которых субъект имеет качественную или количественную характеристику. <...> Авторы предлагают новые пособия по обучению реферированию для иностранных студентов разных специальностей. <...> Ключевые слова: реферирование, русский язык как иностранный, научный стиль речи, трансформация предложений, учебные пособия для иностранцев. <...> Обучение русскому языку как иностранному на инженерном факультете и факультете физико-математических и естественных наук ориентировано в основном на научный стиль речи, который предполагает сообщение и объяснение научных результатов. <...> Специальная лексика (термины) и фразеология, сложные синтаксические конструкции усложняют восприятие научных текстов студентами-иностранцами. <...> На кафедре русского языка инженерного факультета обучение реферированию ведется последовательно: на первом курсе иностранные студенты осваивают основные особенности строения научной речи [1]. <...> На этом этапе учебно-профессиональная сфера является основной, а специфика речевых действий данной сферы общения проявляется в том, что они тесно связаны с процессом познания, а также отражают мыслительно-познавательную деятельность иностранных учащихся. <...> Данные ситуации обозначены предложениями типа: Ученые проводят опыты (лицо и его действие); Раствор поглощает кислород (предмет и его процессуальный признак); Конструкция прочна и надежна (предмет и его качественная характеристика); Сера — неметалл; Эвклид — математик (лицо или предмет и его классифицирующий признак, выраженный именем существительным <...>