Еще в Древнем Риме для предотвращения использования адвокатами своих знаний и способностей с целью отстаивания противоречащих закону и морали требования или возражений своих доверителей был установлен прямой запрет ведения адвокатами неправых дел. <...> В принятых позднее средневековых нормативных правовых актах и сводах местных обычаев содержались аналогичные правила. <...> Однако было бы ошибочным абсолютизировать те положения, которые касались запрета принятия адвокатами несправедливых дел, поскольку, во-первых, оценка их законности и нравственности давалась самими же адвокатами, во-вторых, перспективы дела непосредственно на момент обращения заинтересованного лица могли быть недостаточно ясны. <...> Внешне бескомпромиссную позицию по вопросу о недопустимости ведения несправедливых дел, начиная со Средних веков, занимали французские юристы. <...> Что же касается законодательства, то еще во времена Наполеона, 4 февраля 1804 г., во Франции был утвержден новый текст присяги французских адвокатов, в котором вообще умалчивалось о выборе дел последними. <...> Ко второй же половине XIX в. только бельгийское законодательство предписывало адвокатам «защищать лишь те дела, которые представляются справедливыми их душе и совести». <...> Между тем на уровне доктрины и адвокатской этики вопрос оставался достаточно спорным. <...> Например, английские адвокаты так и не пришли к согласию, аналогичные разногласия существовали и среди российских присяжных поверенных, что потребовало продолжения дискуссии в XX в. <...> Ключевые слова: адвокат, принятие поручения, отбор дел, ведение несправедливых дел, неправота нравственная, неправота юридическая, запрет, присяга, отмена запрета, усмотрение адвоката. <...> Положение, согласно которому лицо, осущестВ период становления адвокатуры определению адвокатов как служителей закона, а не частных лиц содействовал вляющее защиту в суде, должно вести только правые дела, стало признанным в Риме задолго до <...>