Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
0   0
Первый авторКапустин
Страниц17
ID408975
АннотацияВ статье исследуется феномен «Просвещения» в политическом, историческом и политикофилософском измерениях. Для достижения поставленной задачи выявления конституирующих признаков исследуемого феномена автор обращает основное внимание на «критический дух Просвещения».
Капустин, Б.Г. ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК КРИТИКА / Б.Г. Капустин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология .— 2015 .— №4 .— С. 70-86 .— URL: https://rucont.ru/efd/408975 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Для достижения поставленной задачи выявления конституирующих признаков исследуемого феномена автор обращает основное внимание на «критический дух Просвещения». <...> Вопрос «Что такое просвещение?» оказывается частью вопроса «Что такое наша Современность?», даже если мы не готовы принять ни хабермасовскую увязку Просвещения и Современности в едином до сих пор «незавершенном проекте» [13] (1), ни рассмотрение Просвещения в качестве источника бед и зла в современном мире (2), что также предполагает слишком спрямленную, непосредственную и детерминисткую связь между ними. <...> Но дух критики, наряду с немногими другими чертами Просвещения, образует как раз его рамку (или матрицу), и рецепция именно его нашей Современностью представляется наиболее непосредственной. <...> Наша задача скромнее — присмотреться к самому просветительскому духу критики и применить к нему самому его собственную «максиму» — «все проверить, все без исключения и беспощадно поставить под вопрос». <...> Начать нам нужно с вполне естественного вопроса о том, на что, собственно говоря, была направлена беспощадная и всеохватная критика Просвещения? <...> Задавшись этим вопросом, мы с некоторым удивлением обнаружим то, что при всем обилии рассуждений о предрассудках, при всем бесконечном бичевании их нам нелегко будет найти в просветительской литературе скольконибудь логически строгое определение предрассудка (суеверия). <...> Вместо категориальной проработки «предрассудка» просветительская литература предлагает то, что можно назвать описанием «синдрома предрассудка». <...> Предрассудок возникает из необдуманного доверия «бесчисленного множества людей. к авторитету двух или трех лиц». <...> На этой ранней стадии своего формирования предрассудок и есть склонность «верить людям, имеющим заслуги». <...> Оно целиком сосредоточено на том, как предрассудок складывается и воспроизводится, т.е. на его процедурной, или формальной, стороне. <...> Ее ключевые моменты — нежелание <...>