ЯЗЫК И КУЛЬТУРА ИБЕРИЙСКИЙ МИР: ПОГРАНИЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Ю.Л. <...> М.В. Ломоносова 1-й корпус гуманитарных факультетов Воробьевы горы, Москва, Россия, 119992 Статья посвящена анализу этнолингвокультурных процессов, происходящих в эпоху глобализации в одной из важнейших и интереснейших пограничных цивилизаций — mundo ibйrico. <...> В последние 20—30 лет тенденции к национальной самоидентификации и национальному обособлению внутри стран и одновременному «собиранию» в единое культурное пространство всех стран испанской речи привели к необходимости поиска общего культурного опыта, объединяющей истории, лишенной политической и идеологической составляющей. <...> Так, придуманный греками топоним стал объединяющей идеей, общей колыбелью: Hispanoamerica была заменена на политкоректное — Iberoamerica, а понятие Mundo iberico объединил не только исторические области Испании, но и Португалию, и Новый Свет. <...> Цель любого мифа создать образ действительности, отвечающий чаяниям и системе ценностей носителей мифологического сознания, а конечная цель при этом одна — определить свое место в мире. <...> Миф изначально направлен на сокрытие его идеологического характера, т.е. навязывания в качестве единственно верного взгляда на мир. <...> Авторитет предков, вековая мудрость, испокон веков существующая данность, заявленные как основа мифа, позволяют создать своего рода знаковую систему, понятную современникам, затем она забывается и каждой эпохой интерпретируется и актуализируется по-своему. <...> В этом смысле идея иберийства, реконструкция мифа об иберийской цивилизационной модели, актуализируемой на наших глазах, интересна для понимания 39 Вестник РУДН, серия Лингвистика, 2013, № 4 современных процессов взаимодействия цивилизаций. <...> В эпоху глобализации спасение национальной идентичности в одиночку оказывается невозможным, а попытки отстоять право на национальное самосознание приводят к актуализации общих для конкретного этнокультурного <...>