Острая тема Инфраструктура Ноосферы Окончание Начало в предыдущем номере АВТОРЫ Иван ЗАСУРСКИЙ, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Михаил СЕРГЕЕВ, директор по развитию ООО «ИТЕОС» АВТОРСКОЕ ПРАВО КАК ПРЕПЯТСТВИЕ ДЛЯ ОТКРЫТОГО ДОСТУПА ри наличии юридического определения статуса каждого из трёх видов свободно доступных произведений практически отсутствует способ выяснить, является ли данное конкретное произведение доступным. <...> Подобная неопределённость обусловлена не столько сложностью формулы общественного достояния (cм. подробнее в Докладе о произведениях и авторах, работы которых переходят в режим общественного достояния с 2016 г. [1]), сколько самой природой определения авторства, заложенной в Бернской конвенции. <...> П Дмитрий СЕМЯЧКИН, директор ассоциации «Открытая наука», руководитель проекта «КиберЛенинка» ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ СВОБОДНО ДОСТУПНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И дентификация произведения сама по себе не решает проблемы установления его правового статуса. <...> Такими произведениями (для удобства будем условно называть их свободно доступными) могут быть: произведения, находящиеся в общественном достоянии; произведения, распространяемые под открытой лицензией; «сиротские» произведения. <...> Краеугольный камень Бернской конвенции — конституирование прав автора самим актом творческого создания произведения, не нуждающимся в какой бы ни было регистрации или верификации. <...> Кроме того, довольно долго авторское право пользовалось относительно короткими (в сравнении с современными почти повсеместно принятыми 70 годами) сроками охраны, что облегчало получение информации о правовом статусе произведения. <...> Однако в условиях информационного общества, когда такая инфраструктура более не является необходимым условием для распространения произведений, а сами авторы в подавляющем большинстве не заинтересованы в коммерческом <...>