ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА И АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНОСТАЖЕВЫХ ГРУПП А.Н. <...> Вильгельма Пика, 4-1, Москва, Россия, 129226 В работе представлены результаты исследования функционального состояния организма учителей разных возрастно-стажевых групп. <...> Показано их отличие в психофизиологическом статусе и вегетативном обеспечении организма. <...> Профессия учителя в настоящее время является одной из наиболее массовых. <...> Труд учителя имеет свои характерные особенности, в частности, постоянное нервно-психическое напряжение, высокие информационные нагрузки, умеренную двигательную активность и т.п., что сказывается на функциональном состоянии организма [9]. <...> Анализ литературы показал, что физиологические особенности учителей и характер их адаптации к профессиональной деятельности изучены недостаточно. <...> Поэтому целью нашей работы было изучение функционального состояния организма и адаптационных возможностей учителей разных возрастных групп. <...> Обследуемые учителя были разделены на три возрастно-стажевые группы: первая группа 22—30 лет (10 человек); вторая — 31—45 лет (50 человек) и третья — после 45 лет (10 человек). <...> О функциональном состоянии центральной нервной системы судили по времени простой зрительно-моторной реакции и сложной реакции выбора, определяемых с помощью компьютерных программ [13]. <...> Для диагностики умственной работоспособности использовали «Корректурную пробу» Б. <...> При исследовании функционального состояния вегетативной сферы проводили запись электрокардиограммы (ЭКГ) во II стандартном отведении. <...> Обработку ЭКГ осуществляли с использованием метода кардиоритмографии [1—3]. <...> Опре5 Вестник РУДН, серия Медицина, 2014, № 3 деляли длительность последовательных 100 RR-интервалов в секундах, с точностью до 0,05 с. <...> Полученная информация о распределении значений длительности кардиоинтервалов RR явилась основой для расчета ряда показателей: частота сердечных <...>