№ 39
4–10 октября 2017
www.lgz.ru
(6615)
Основана в 1830 году
при участии А. С. Пушкина
Издание возобновлено
в 1929 году при поддержке
М. Горького
ЧИТАЙТЕ
❽ ●
симпатии к пер ❾ «Вирус»
сонажу
Писатель Лев Данилкин рассказывает о
недавно вышедшей в серии «ЖЗЛ» биографии
Ленина и о своей многолетней
мечте — написать книгу о математике
Анатолии Фоменко.
❶❷ ●
вождь Октября
Одна из самых
противоречивых
фигур отечественной
истории –
Владимир Ленин.
О нём – в продолжении
цикла Георгия
Цаголова,
посвящённого
главным героям
Великой русской
революции.
❶❸ Каким был
❶❹ Вампиловская
константа
ТЕМА НОМЕРА
Душа, не знающая меры
125 лет назад родилась Марина Цветаева
В одиннадцатый раз в Иркутске прошёл
Международный фестиваль современной
драматургии имени Александра
Вампилова, собравший самые разные
театры и спектакли.
❶❻ ●
Конституция,
❶❼
которую мы потеряли
О том, что в СССР 7 октября было «красным»
днём календаря сегодня мало кто
помнит. А ведь в этот день сорок лет назад
была принята Конституция, отменившая
диктатуру пролетариата и провозгласившая
общенародное государство.
ЮБИЛЯЦИЯ
На Пречистенку
к Пушкину
5 октября 2017 года исполняется 60
лет со дня образования в Москве Государственного
музея А.С. Пушкина.
Постановление Совета министров
СССР об учреждении в столице Государственного
музея А.С. Пушкина
(ГМП) было подписано 5 октября 1957
года. Первая экспозиция посвящённого
поэту музея открылась для посетителей
6 июня 1961 года.
У Государственного музея А.С. Пушкина
счастливая судьба. На момент рождения
в его фондах не было ни одного экспоната!
А сегодня по значимости и составу
своих коллекций ГМП стоит в ряду
крупнейших литературно-художественных
музеев страны, является признанным
многофункциональным научным и
культурным центром Москвы. Музейное
собрание насчитывает более 167 тысяч
единиц хранения, продолжая ежегодно
пополняться. И треть этого собрания –
дары! История и ценность бескорыстных
дарений – особая страница в жизни музея.
В числе сокровищ музея – бесценные
мемориальные экспонаты, документальные
свидетельства, уникальные книжные
и рукописные собрания, связанные
с жизнью и творчеством А.С. Пушкина.
Об уникальном театральном проекте рассказывает
директор музея Е.А. Богатырёв на стр. 18
О вопиющих противоречиях Цветаевой,
о немыслимых крайностях
написано и сказано много. Энергия
и сила, дарованные ей в избытке,
несли в себе и неизбежную
разрушительность. Словесная буря
и ураган ритма порой приводили
поэта к свое образному «хлыстовству»
и «шаманству». Её «переполненности»
было тесно в литературе
и жизни. По-другому и быть с ней
не могло. Но на всех путях, в буране
самосожжения Цветаеву хранил
«спасительный яд творческих противоречий»,
эта родовая купель художника,
по Александру Блоку.
Исследователь и биограф поэта Анна
Саакянц в одной из своих работ
написала: «Вообще ЛЮБОВЬ – в бесконечно
широком понимании – была
главной темой творчества Цветаевой.
В это слово она вкладывала
безмерно много и не признавала
синонимов. Любовь означала для
неё отношение к миру, во всей многозначности
и противоречивости –
как мира, так и её чувств. <…> Великий
цветаевский парадокс: она
не любила жизни как таковой – не
любила её как поэт, не умещающийся
в прокрустово ложе земных несовершенств,
«земных низостей дней»
(её слова). <…> Можно сказать, что
словом любовь Цветаева обозначала
творческое состояние». Это великолепно
выражено в житейском и
житийном образе Цветаевой. Хотя
здесь присутствует и придаёт им живую
силу «бесспорная спорность».
В поэзии Цветаевой живут драгоценные
свойства русской литературы,
её родовые черты: трагические
переплетения «родного и вселенского»,
всеотзывчивость, сострадание и
сорадование миру и человеку, лихое
веселье и беспросветная тоска.
Продолжение темы на стр. 4, 5
КНИГА НЕДЕЛИ
Анастасия Ермакова.
Осень на Сиреневом
бульваре
Рассказы
М. ИПО «У Никитских
ворот» 2017
272 с. 1000 экз.
«Осень на Сиреневом бульваре» – книга
новых рассказов прозаика Анастасии
Ермаковой. Объединённые под одной
обложкой, они, словно частички пазла,
складываются в яркую и живую картинку
узнаваемой современности.
Герои рассказов – сегодняшние «маленькие»
люди, которых нечасто встретишь
на страницах книг: писать о них
сложно. Ведь чтобы увидеть очарование
обычной, ничем не примечательной
жизни, нужно обладать особой чуткостью
– не только писательской, но и человеческой.
Анастасии Ермаковой
в этой чуткости отказать
нельзя.
Может, поэтому так задеВыходит
по средам
вает за живое история о всеми
забытом поэте-фронтовике,
доживающем свой век в
крохотной двушке на окраине
Москвы. Или история о дежурной
у эскалатора, которая
влюблена в пассажира метро, каждый
день в одно и то же время появляющегося
на «её» станции. Или о женщине, которая
после развода с мужем пошла заниматься
бальными танцами – «похудеть,
и просто чтобы не сойти с ума».
Это умение привносить поэзию в
обыденность находит отражение и в
стилистике автора: рассказы наполнены
изысканными, невесомыми метафорами,
которые придутся по душе ценителям
действительно художественной
литературы.
Стр.1