108 УДК 791.43(47) ББК Щ374.3(2)6-4 Л. М. Немченко Екатеринбург, Россия СТРАТЕГИИ РАБОТЫ С НОСТАЛЬГИЕЙ ПО СОВЕТСКОМУ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ Аннотация. <...> Статья посвящена исследованию стратегий работы с ностальгией по советскому в отечественном кинематографе. <...> К условиям возникновения ностальгии относятся ощущение дефектности настоящего, вызывающее недовольство различных групп населения; наличие материальных свидетельств (вещей, архитектуры, изображений, фильмов) прошлого. <...> Сегодня мы наблюдаем целенаправленное конструирование ностальгии посредством мифологизации, коммерциализации и эстетизации объектов ностальгии, и одновременно режиссеры предлагают стратегии преодоления ностальгии: через демонстрацию репрессивных практик («Водитель для Веры» П. <...> , 2007), деконструкцию и демифологизацию объектов ностальгии, в частности, ностальгии по патриотизму («Риорита» П. Тодоровского <...> Nemchenko Yekaterinburg, Russia STRATEGIES OF WORK WITH NOSTALGIA FOR THE SOVIET IN CONTEMPORARY RUSSIAN CINEMA Abstract. <...> The article is devoted to the strategies of work with nostalgia for the Soviet in contemporary Russian cinema. <...> Necessary conditions for the emergence of nostalgia are: the feeling of defective present, causing dissatisfaction with the various groups, the presence of material evidence (things, architecture, images, movies) of the past. <...> Today we witness the construction of nostalgia for the Soviet by means of mythologizing, commercialization, aestheticization of nostalgia objects. <...> «Ностальгия» (от греческого nostos — возвращение домой, и algia — тоска) — это тоска по дому, которого больше нет. <...> Если ностальгия предполагает не только тоску по прошлому, но и «связанную с этой тоской негативную оценку настоящего» [Иванов 2007], то возникает поле для конструирования ностальгических настроений, когда прошлое используется в качестве «интеллектуально-эмоционального конструкта, искажающего публичную версию определенного исторического периода…» <...> Филологический класс, 1(43)/2016 © Немченко Л. М., 2016 Российский кинематограф рубежа XX—XXI веков тоже конструировал (сознательно и бессознательно) ностальгию по советскому, но одновременно он был занят и противоположной работой — демифологизацией <...>