УДК 792.8(574)(091) ББК 85.335.423(5Каз) Д.М. МОСИЕНКО ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КАЗАХСКОГО БАЛЕТА Дина Маратовна Мосиенко, Российская академия музыки им. <...> 30, Москва, 121069, Россия Казахский национальный университет искусств, кафедра музыковедения, преподаватель Тауелсыздык пр., д. <...> Однако нельзя игнорировать и исторический путь казахского балета. <...> Этот жанр в аспекте его исторического функционирования еще не привлекал внимание музыковедов. <...> В статье определяются основные тенденции развития казахского балета. <...> Для работы привлекаются как опубликованные труды балетоведов и хореографов (Л.П. Сарыновой, Г.T. <...> В исследовании делается вывод о том, что отсутствие широкого распространения танцевальной культуры у казахов сказалось на развитии жанра, и, хотя поиски хореографов были весьма разнообразными, национальный балет находится в перманентном кризисе. <...> Несмотря на успех, сопутствующий премьерным постановкам, ни один из балетов не задержался в репертуаре театра. <...> Самыми значительными из созданного национальной хореографией для театра являются танцевальные сцены в операх «Кыз-Жибек» (Е.Г. Брусиловский), «Биржан и Сара» (М.Т. Тулебаев) и «Абай» (А.К. Жубанов и Л.А. Хамиди), высоко оцененные критиками еще во время Первой и Второй декад казахского искусства и литературы в Москве. <...> Основные тенденции развития казахского балета // Обсерватория культуры. <...> Главная причина отсутствия широкого бытования национальной танцевальной культуры, как считают некоторые исследователи — кочевой образ жизни [1, 2]. <...> Отсюда, как пишут этномузыковеды, в казахских кюях «…подчиненная, вторичная роль тех сторон, которые связаны с танцем, жестом, шагом (шире — с физическим движением), столь развитых, а порой и доминирующих в традиционных инструментальных культурах многих народов» [3, с. <...> Композитор Евгений Григорьевич Брусиловский при знакомстве с казахской музыкой также заметил, что из-за отсутствия широкого распространения танца «из всех <...>