М.В. Ломоносова Ленинские горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов Филологический факультет, Москва, Россия, 119991 Рассмотрены модификации сюжетов с участием изваяний, интерпретации образа статуи. <...> Как любое изваяние, как кукла, манекен, статуэтка, огородное чучело, оловянный солдатик, она — симуляция живой жизни и знак реальности. <...> Литературные сюжеты и игровые ситуации отразили модели существования статуи в нашем мире. <...> Всевозможные Венеры породили ставшую популярным сюжетом монументофилию (например, история о Пигмалионе в «Метаморфозах» Овидия). <...> Вдруг он почувствовал, что трепет благоговения пробежал по телу его. <...> К.Б. Эйхендорфа «Мраморная статуя» (1817) ожившая статуя — сюжетная мотивация пребывания героя в атмосфере страстей грота Венеры. <...> Мраморная статуя богини вызывает смятение Максимилиана, героя повести Г. Гейне «Флорентийские ночи» (1833). <...> Чеховский Ионыч («Ионыч», 1898) остро захотел любви; вот он идет по кладбищенской аллее: «.перед ним белели уже не куски мрамора, а прекрасные тела, он видел формы, которые стыдливо прятались в тени деревьев, ощущал тепло, и это томление становилось тягостным.» <...> Или сдержанный лиризм и самоирония в «Двадцати сонетах к Марии Стюарт» (1974) И. Бродского <...> Здесь сама монументофилия достаточно условна, воображение обращено собственно к Марии, изваяние — побудительный образ, но порождающий целый свод мотивов. <...> Поэт «забредает» в Люксембургский сад, видит Марию «в гирлянде каменных подруг» и вдохновляется («я трачу что осталось русской речи / на Ваш анфас и матовые плечи» [3. <...> предлагал представить мир без сопереживаний и «состоящий из атомов Демокрита без возникновения в нем живых, чувствующих и сознательных существ; в таком мире нет ничего, кроме твердых комков, которые перемещаются в пространстве, случайно сталкиваются друг с другом и отскакивают друг от друга; скорость и направление их движения при этом меняются, но все эти перемены происходят слепо, без смысла <...>