Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Историческая психология и социология истории  / №1 2014

ПРИЧИНЫ РЕВОЛЮЦИЙ: «ГОЛОВА ИЛИ КОШЕЛЕК?» (60,00 руб.)

0   0
Первый авторШульц
Страниц18
ID402974
АннотацияВ чем кроются причины революций? Автор статьи систематизирует гипотезы, выдвинутые на протяжении более трех столетий, и обсуждает современные версии.
Шульц, Э.Э. ПРИЧИНЫ РЕВОЛЮЦИЙ: «ГОЛОВА ИЛИ КОШЕЛЕК?» / Э.Э. Шульц // Историческая психология и социология истории .— 2014 .— №1 .— С. 102-119 .— URL: https://rucont.ru/efd/402974 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Автор статьи систематизирует гипотезы, выдвинутые на протяжении более трех столетий, и обсуждает современные версии. <...> Причина возникновения революций остается одной из ключевых проблем социальной теории. <...> В настоящей статье представлена историография вопроса с попыткой систематизации и критического анализа. <...> Впервые слово «революция» в качестве термина, обозначающего определенные события и последствия социально-политического характера, судя по всему, применил английский философ Ф. <...> Бёрк (1729–1797) в качестве причин революций называл личностный фактор – назначение на должности людей, не соответствующих требованиям и своим должностям (Бёрк 2001: 364–365). <...> Политический деятель эпохи Великой французской революции А. <...> » 103 1793) писал в 1793 году, что «революции правлений» «зависят от страстей и воли человека» и «не могут подчиняться точным и рассчитанным законам, приложимым к движениям неодушевленной материи» (Жорес 1977: 138). <...> Карлейль (1795–1881) также делал упор на массовую психологию, считая, что «эпохи неверия» «скоро и неизбежно превращаются в эпохи революций» (Карлейль 2008: 20). <...> С таким подходом спорил французский государственный деятель начала XIX века Ж. де Местр (1753–1821), который был уверен, что революция управляет людьми, а не люди революцией: они действуют не в зависимости от собственного замысла, а предопределенным образом (Местр 1997: 14–15). <...> Революции предопределены и неизбежны, считал де Местр, их невозможно предупредить и им нельзя воспрепятствовать (Там же: 14–15). <...> Таким образом, появились первые полярные точки зрения: революции – это процесс, вызываемый субъективным фактором или некоей объективной силой, обстоятельствами. <...> Кларк в небольшой брошюре «История и теория революций» (Clark 1862) назвал революции природным явлением, явлением того же порядка в государственной жизни, что и смена времен года в природе, где каждое следующее выступает «революцией» по отношению к предыдущему. <...> «Революция – это непрекращающаяся <...>