ОГАРЕВ: ОТ ПОКЛОНЕНИЯ К ЗАБВЕНИЮ Статья посвящена 200-летию со дня рождения Николая Платоновича Огарева (1813–1877), выдающегося деятеля освободительного движения, поэта и мыслителя. <...> Автор ставит вопрос о необходимости создания аутентичного образа наследия Огарева, не искаженного предубеждениями догматического марксизма. <...> Ключевые слова: русская философия, освободительное движение, русский романтизм, русское Просвещение, философское пробуждение. <...> Но в школьных и вуФилософия и общество, № 3 2014 141–152 142 Философия и общество 3/2014 зовских программах, внешне свободных от идеологизирования, на самом деле присутствуют идеологические зерна. <...> Н. П. Огарев: от поклонения к забвению 143 тель крестьянской реформы А. А. Корнилов, «…это были все те же Самарины, Кошелевы, Черкасские, Унковские, Головачевы, которые дали ход известным идеям и планам в дворянской среде сперва в виде рукописных записок, затем в виде речей и письменных мнений и заявлений в губернских комитетах»1. <...> «Колокол» А. И. Герцена и Н. П. Огарева был рупором взглядов этих истинных деятелей освободительного движения. <...> Тот же историк, например, отмечает тождество программы «Колокола» и А. М. Унковского, хотя ни в какой переписке с ним издатели «Колокола» не состояли. <...> Но мог ли тот, кого Ленин назвал «революционным демократом», обратиться 18 февраля 1858 г. к российскому императору Александру II Освободителю со словами: «Ты победил, Галилеянин»? <...> Накануне крестьянской реформы к образу Петра Великого, царя-реформатора, обращается и Огарев, который пишет в «Колоколе» следующие строки: «Да! <...> Эти слова русского мыслителя, особенно о необходимости «преобразования чиновничества» и «возвышения значения науки», нисколько не утратили своей актуальности. <...> До сих пор не издан полный корпус сочинений Николая Платоновича Огарева. <...> На исходе советского времени в 96-м томе «Литературного наследства» состояние изучения наследия Огарева оценивалось следующим образом: « <...>