А. Д. СУХОВ МАРКСИСТСКАЯ ТРАКТОВКА РЕЛИГИИ Марксистское восприятие религии, основанное на материализме и диалектике, выявляет особенности формирования и развития данной формы общественного сознания, место, принадлежащее ей в жизни общества, ее структуру, функции. <...> Марксистская трактовка религии отлична от всех прочих, ей предшествовавших, тем, что обоснована она при помощи диалектического метода и в контексте материалистического понимания общества. <...> Материалистическое же восприятие истории и современности дало возможность рассматривать религию во взаимосвязи с экономическими и прочими структурами, образующими основу всякого общества. <...> Религия в марксистском понимании – общественный компонент, зависящий от других общественных явлений. <...> Во введении «К критике гегелевской философии права» Маркс так обозначил социальные причины существования религии и ее общественную природу: религия – «превратное мировоззрение»; ее порождает «превратный мир»; она – «дух бездушных порядков»1. <...> В. И. Ленин ввел в научный обиход термин «социальные корни религии», обозначив им совокупность причин и зависимостей, вызывающих к жизни эту форму общественного сознания. <...> «.Вот тот корень современной религии, который прежде всего и больше всего должен иметь в виду материалист.» <...> 3 Вместе с подрывом этих корней сдает позиции и сама религия. <...> Марксистская трактовка религии 51 кращение в то время религиозности объясняется давлением на религию, мерами административного характера, направленными против нее. <...> Несмотря на подобные эксцессы, религиозность сокращалась вследствие иных причин, прежде всего – изменения социальной обстановки, что постепенно устраняло востребованность религии обществом. <...> Ослабление религиозности не чуждо и некоторым эпизодам, которыми располагает история более отдаленного прошлого. <...> Признаки секуляризации становятся ощутимыми, когда существующий строй, подкрепленный религией, все более <...>