LEX RUSSICA ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В.В. <...> Богдан* ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОКУПАТЕЛЕЙ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ Аннотация. <...> В настоящей статье автором рассматривается опыт советских цивилистов по разрешению актуальных вопросов в одной из наиболее проблемных областей советского гражданского права: защите прав покупателей. <...> Ученые неоднократно отмечали невысокий уровень защиты прав покупателей, критически оценивая заложенный в праве гражданско-правовой механизм защиты прав последних. <...> Показано, что к концу 1980-х гг. в науке гражданского права сформировалось несколько теоретических подходов к решению указанной проблемы, послуживших основой для формирования современного гражданского законодательства о защите прав потребителей. <...> Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что автор впервые обращается к опыту советской доктрины, направленной на разрешение проблемных вопросов в области защиты прав покупателей. <...> В результате мы приходим к выводам, что, во-первых, развитию правовой мысли в области защиты прав потребителей предшествовало создание социального явления «культура обслуживания потребителей», нацеленного на удовлетворение материальных и культурных потребностей советских граждан. <...> Лишь после принятия Основ гражданского законодательства СССР и Гражданского кодекса РСФСР социальное явление постепенно трансформировалось в правовое. <...> Во-вторых, защита прав потребителей как научное направление возникло в конце 1960-х гг. и вобрало в себя разработки в области гражданского, административного и уголовного права. <...> В-третьих, в науке гражданского права советского периода был сформирован основной комплекс прав потребителей, вошедших в основу Закона РФ «О защите прав потребителей», а современное законодательство базируется на достижениях в том числе и советской цивилистической науки. <...> Ключевые слова: потребитель, обязательства по обслуживанию, основы <...>