педагогика № 1, 2017 В.Н. Янушевский Учебное и социальное проектирование в основной и старшей школе. <...> Методическое пособие 1 ¹ 1, 2017 г. БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА ДИРЕКТОР ШКОЛЫ педагогика ¹ 1, 2017 В.Н. Янушевский Учебное и социальное проектирование в основной и старшей школе. <...> Я65 В.Н. Янушевский Учебное и социальное проектирование в основной и старшей школе. <...> Предложена методика подготовки и практической реализации коллективных и индивидуальных проектов школьников, подходы к оцениванию ученических проектов. <...> 7 Метод проектов и стандарты нового поколения . <...> 18 Метод проектов в условиях реализации ФГОС . <...> 157 Социальный проект «Политический лидер глазами российской молодежи». <...> Но метод проектов — комплексное явление, сложный педагогический феномен. <...> Организация фестиваля, конкурса, предметной олимпиады, подготовка и проведение шефского концерта для ветеранов, детей с ограниченными возможностями или просто для малышей — все это не что иное, как проекты. <...> Однако следует иметь в виду, что продукт проектной деятельности — это всего лишь средство, потому что главным результатом проектирования являются те позитивные изменения, которые происходят с учеником-проектировщиком: он, как правило, приобретает новые знания, у него формируются определенные умения и компетентности, вырабатывается склонность к проявлению инициативы, приобретается опыт принятия самостоятельных решений. <...> В рамках воспитательной работы классного руководителя, а также при организации внеурочной деятельности школьников важную роль играют социальные проекты. <...> В реальной школьной практике учебные и социальные проекты реализуются как «в розницу», так и «оптом». <...> Первые выполняются избирательно, по отдельным темам или даже разделам примерной учебной программы, а вторые основаны на том, что школьники дружно, всем классом наваливаются на одну достаточно крупную тему, но при этом каждый разрабатывает какую-то одну, узкую проблему. <...> При этом и групповые <...>
Библиотека_журнала_«Директор_школы»_№1_2017.pdf
1
¹ 1, 2017 ã.
БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
педагогика ¹ 1, 2017
В.Н. Янушевский
Учебное и социальное
проектирование в основной
и старшей школе.
Методическое пособие
Ответственный редактор —
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «ÑÅÍÒßÁÐÜ» •
Стр.2
УДК 373.5:371.314.6
ББК 74.026.72
ß65
Библиотека журнала «Директор
øêîëû» основана в 1995 ãîäó.
Выходит 8 раз в год.
ß65
В.Н. Янушевский
Учебное и социальное проектирование в основной
и старшей школе. Методическое пособие.
Ì.: Ñåíòÿáðü, 2017. — 224 ñ.
ISBN 978-5-88753-175-5
Книга написана в жанре методического пособия. В ней
рассмотрены дидактические, организационные и практические
подходы к учебному проектированию в школе
в условиях реализации федеральных государственных
образовательных стандартов. Предложена методика
подготовки и практической реализации коллективных и
индивидуальных проектов школьников, подходы к оцениванию
ученических проектов.
Пособие адресовано директорам школ, заместителям
директоров по УВР, педагогам — организаторам внеурочной
деятельности, учителям, осваивающим практику
работы в условиях перехода на новые образовательные
стандарты.
УДК 373.5:371.314.6
В.Н. Янушевский
© Издательская фирма «Ñåíòÿáðü», 2017
Ìîñêâà, 2017
Стр.3
3
Содержание
Предисловие .........................................................................4
Школьное образование в XXI веке .............................................7
Метод проектов и стандарты нового поколения ...................................7
Учебное проектирование в современной школе ................................ 10
Активность школьников в ходе учебно-познавательной
деятельности и проектирования ........................................................ 18
Метод проектов в условиях реализации ФГОС ..........................24
От трансляции информации — к обучению методам решения
проблем ............................................................................................. 24
Современное состояние проектных технологий ................................. 29
Виды проектов ................................................................................... 35
Тематический и системный подходы к организации учебного
проектирования ................................................................................. 40
Организация проектной деятельности школьников ............................ 57
Результаты учебного проектирования ................................................ 63
Оценивание результатов проектной деятельности учащихся ............. 66
Социальное проектирование ..................................................82
Программа социализации подростков ............................................... 84
Организация социального ïðîåêòèðîâàíèÿ........................................ 92
Рекомендуемая литература ..................................................121
Приложения ...................................................................... 123
Учебный проект «Вселенная мудрости поколений» ...........................123
Учебный проект «Ôëåêñàãîíû» ..........................................................145
Учебный проект «Áèîíèêà. Áèîòåê». VII класс ....................................157
Социальный проект «Политический лидер глазами российской
ìîëîäåæè». VIII класс ........................................................................168
Коллективный учебный проект «Мир „Войны и мира“»
Ë. Í. Òîëñòîãî. Х класс ..................................................................... 184
¹ 1, 2017 ã.
Стр.4