аналитика аналитика • комментарии омментарии • обзоры обзоры ОТ «ЛИАНЫ» ДО «ШМЕЛЯ» САМОЛЕТЫ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ СССР И РОССИИ Владимир Щербаков (окончание, начало см. в АКО, №5 за 2015 г.) Создание авиационного комплекса дальнего радиолокационного обнаружения и управления (наведения) А-50, оснащенного радиотехническим комплексом «Шмель», представляло собой сложную комплексную и многоплановую задачу, которая потребовала от группы разработчиков решения целого ряда технических и технологических задач, зачастую не имевших аналогов в истории отечественной авиации и радиоэлектроники. <...> С ледует особо отметить, что, по оценке российских экспертов, самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (наведения) типа А-50 не имел и до сих пор фактически не имеет себе в России аналогов по степени насыщенности радиоэлектронным оборудованием, мощными системами электроснабжения, а также жидкостного и воздушного охлаждения. <...> Конструктивная доработка В частности, размещение на самолете-носителе радиотехнического комплекса «Шмель», имевшего в своем составе значительное количество громоздкой аппаратуры и крупногабаритную антенну основной радиолокационной станции РТК, потребовало от разработчиков осуществления серьезной переработки конструкции базовой машины. <...> В рамках конструктивной доработки самолета-носителя кормовой люк Ил-76 пришлось зашить (при этом рампа была сохранена, но 16 16 не функционировала), также были удалена левая входная дверь и снято все специальное транспортно-десантное оборудование машины. <...> Кроме того, разработчик принял решение демонтировать кормовую пушечную установку – взамен в хвостовой части машины разместили отсек электронной аппаратуры с двумя ориентированными в хвост антеннами под радиопрозрачными обтекателями (установка в хвостовой части фюзеляжа значительного количества мощной радиоэлектронной <...>