аналитика аналитика • комментарии омментарии • обзоры обзоры ПРОБЛЕМЫ ПИЛОТИРУЕМЫХ ПОЛЁТОВ НА ЛУНУ ЧАСТЬ 2. <...> опрос «как лететь на Луну» не менее важен, чем вопрос «зачем?», поскольку ответ на него во многом определяет затраты на реализацию лунной программы. <...> Это обусловлено тем обстоятельством, что схема экспедиции сильно влияет на энергетику, а, следовательно, и на размерность и стоимость транспортной системы. <...> Выведение космического аппарата на отлётную траекторию к Луне с низкой околоземной орбиты требует затрат характеристической скорости (ХС) примерно 3150… <...> 100 м/с потребуется для коррекций траектории перелёта «Земля – Луна». <...> Дальнейшее течение миссии, включая посадку на Луну, может происходить с использованием различных баллистических схем: «прямая» посадка с попадающей траектории, посадка с промежуточным выведением на окололунную орбиту, выход в точку Лагранжа (точки либрации «Земля – Луна» L1 и L2) и высадка на лунную поверхность оттуда. <...> Выбор схемы не только определяет энергетику перелёта и массогабаритные параметры средств выведения, но и в значительной степени функционал экспедиции. <...> Сразу отметить, что с точки зрения затрат В ХС все эти схемы изначально примерно равны. <...> Однако разделение импульсов торможения в каждом случае приводит к появлению интересных вариантов разбиения комплекса. <...> Простейшая схема, которая первой приходит на ум, предполагает «прямую» посадку с так называемой попадающей траектории. <...> В данном случае необходимо, чтобы траектория полёта «Земля – Луна» пересекалась с лунной 62 62 поверхностью. <...> По энергетике из всех вышеперечисленных она самая затратная, поскольку предполагает посадку на поверхность нашего естественного спутника всего корабля, для чего ему необходимо погасить скорость, близкую ко второй космической для Луны – примерно 2380 м/с, а с учётом гравитационных потерь и управления на участке мягкой посадки (зависание для выбора походящей площадки, если надо <...>