ПЕРЕМЕНЫ И ПАРАДОКСЫ ПЕДАГОГИКА УДК 378 А.А. Вербицкий, Московский педагогический государственный университет «Все смешалось в доме Облонских», или О понятийном аппарате наук об образовании торая объективно заданная семиотическая, знаковая система, а знание – явление субъективное: отражение человеком в своем сознании той реальности, о которой эта информация что-то сообщает, личностный смысл для него этого сообщения. <...> Московский педагогический государственный университет Крылатое выражение Л.Н. Толстого, c которого начинается, как известно, роман «Анна Каренина», которое мы использовали в качестве заголовка настоящей статьи, напоминает ситуацию с понятийным аппаратом в современной российской системе образования и педагогической науке. <...> Имеется в виду прежде всего избыток новых терминов, зачастую не имеющих теоретического обоснования и научного смысла, пригодных только для того, чтобы «отстреливаться» от обвинений контролирующих инстанций в недостатке педагогических инноваций в образовательной организации. <...> В отличие от строгого понятийного аппарата естественных наук (наук о природе), в гуманитарных науках (науках о человеке и обществе), разные авторские трактовки того или иного термина являются своего рода нормой. <...> Это определенное преимущество гуманитарного знания, позволяющее посредством разных точек зрения понять нюансы такого неимоверно слож© Вербицкий А.А., 2016 6 ного феномена, как человек, его дух, душа и тело. <...> О его сложности можно судить по выражению гениального физика А. Эйнштейна <...> : «Понимание атома – это детская игра по сравнению с пониманием детской игры». <...> Но если какая-то научно необоснованная трактовка того или иного педагогического термина попадает в нормативные документы или методические рекомендации, то она может приводить к нежелательным результатам в педагогической теории и практике. <...> Рассмотрим некоторые часто используемые термины, значение и смысл которых <...>