Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Русский язык в научном освещении  / №1 2015

ВАЛЕНТНОСТЬ СТИМУЛА У РУССКИХ ГЛАГОЛОВ СО ЗНАЧЕНИЕМ ЭМОЦИЙ: СВЯЗЬ СЕМАНТИКИ И СИНТАКСИСА (100,00 руб.)

0   0
Первый авторАпресян
Страниц39
ID400403
АннотацияРабота посвящена взаимодействию семантики и синтаксиса в сфере русских глаголов со значением эмоциональных состояний. Общая задача работы — показать, что между семантикой глаголов со значением эмоций и характерными для них типами управления существует мотивированная семантическая связь. У глаголов со значением эмоций традиционно принято выделять валентности Экспериенцера и Стимула. Валентность Экспериенцера обычно оформляется номинативом или дативом, однако для роли Стимула единый способ синтаксического оформления отсутствует. В работе выдвигается следующая гипотеза: разнообразие синтаксического выражения роли Стимула у эмотивных глаголов мотивировано семантически и объясняется тем, что такой роли в чистом виде не существует. У различных эмоций валентность Стимула окрашивается семантикой разных дополнительных ролей — Пациенс (для некоторых глаголов гнева), Адресат (для некоторых глаголов радости), Место (для некоторых глаголов грусти), Инструмент или Часть (для глаголов гордости). Во многих случаях выбор предпочтительной модели управления семантически мотивирован этой дополнительной ролью. Тип дополнительной роли определяется всей структурой эмоционального события, в частности, характером Стимула, желаниями, поведением, речевыми проявлениями и другими особенностями того или иного эмоционального состояния. Если глагол допускает разные модели управления (например, с дативом или с что-конструкцией), каждая из них окрашивает роль Стимула своей семантикой (например, Адресат или Содержание).
Апресян, В.Ю. ВАЛЕНТНОСТЬ СТИМУЛА У РУССКИХ ГЛАГОЛОВ СО ЗНАЧЕНИЕМ ЭМОЦИЙ: СВЯЗЬ СЕМАНТИКИ И СИНТАКСИСА / В.Ю. Апресян // Русский язык в научном освещении .— 2015 .— №1 .— С. 29-67 .— URL: https://rucont.ru/efd/400403 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В. Ю. АПРЕСЯН ВАЛЕНТНОСТЬ СТИМУЛА У РУССКИХ ГЛАГОЛОВ СО ЗНАЧЕНИЕМ ЭМОЦИЙ: СВЯЗЬ СЕМАНТИКИ И СИНТАКСИСА* Введение Данная работа посвящена взаимодействию семантики и синтаксиса в сфере эмотивных глаголов, а именно влиянию семантической структуры глагола на его модель управления. <...> Валентность стимула у русских глаголов со значением эмоций 29 В грамматиках зависимостей, в частности, в теории «Смысл-Текст» и МСШ этим понятиям приблизительно соответствует понятие семантических и синтаксических валентностей (актантов) [Мельчук 1974; Апресян 1995; Богуславский 1996]. <...> При этом идея о семантической мотивированности синтаксических свойств слова, в частности, модели управления, отсутствует в изначальной версии теории «Смысл-Текст», отрицавшей наличие такой семантической связи: «предлоги, фигурирующие в МУ, как правило, являются «пустыми» средствами оформления синтаксической связи между лексемой и ее актантами» [ТКС 1984: 81]. <...> Данная работа следует принципам Московской семантической школы и теории интегрального описания языка, декларирующим семантическую мотивацию языковых свойств лексем, в частности модели управления; о семантических основах глагольного управления см. <...> . В работе [Апресян 2010а] на большом языковом материале, в первую очередь на материале фундаментальной классификации предикатов, иллюстрируется связь между семантическим классом глагола (действие, деятельность, параметр, положение в пространстве и др.), его актантной структурой (многоактантная, трехактантная, двухактантная, одноактантная), семантикой актантов (агенс, пациенс, причина, объект, опора, инструмент, способ и др.), синтаксическими актантами (обязательными, невыражаемыми, спаренными, смещенными) и лексико-морфологическим способом их выражения (падежи и предложно-падежные группы, предложения и др.) <...> . В области эмотивных глаголов подобного рода исследование, устанавливающее связь семантики и синтаксиса, проводится в работе <...>