ГРИГОРЬЕВ Д.В., к.пед.н., доцент, зам. директора по образованию ГБПОУ «Воробьевы горы», г. Москва ГРИГОРЬЕВА А.И., к.пед.н., профессор, зав. кафедрой технологий обучения, воспитания и дополнительного образования Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области ПОЗИЦИя ПЕДАГОГА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ1 как сложная социально-психологическая система, характеризующаяся единством организации и психологической общности. <...> Исследования психологов В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева позволяют, на наш взгляд, уточнить данное понимание коллектива и рассмотреть его как единство организации и бытийной (со-бытийной) общности. <...> Дело в том, что организация и бытийная общность — два, во многом противоположных друг другу типа человеческих объединений. <...> Если организация — это целевое объединение людей по заранее определённой структуре, то бытийная общность — объединение людей на основе общих ценностей и смыслов: нравственных, профессиональных, мировоззренческих и т. п. <...> В 1 Исследование осуществлено при поддержке РГНФ (проект 14–06–00089а) № 1' 2015 научной школе академика Л. И. Новиковой коллектив традиционно рассматривается 13 В организацию люди входят, их отношения здесь определяются преимущественно заданным характером совместной деятельности. <...> В бытийной общности люди встречаются, нормы, ценности, смыслы общения и взаимодействия привносятся самими участниками общности. <...> Поведение члена организации в большей степени зависит от его статуса (личностно присвоенного и социально признанного положения человека в обществе, связанного с определённой совокупностью прав и обязанностей) и соответствующей этому статусу социальной роли (определённой модели поведения, которую ожидают увидеть окружающие). <...> Поведение члена бытийной общности зависит от занимаемой им позиции — свободно и самостоятельно выработанной личностью устойчивой системы отношений к различным <...>