ГИН АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, генеральный директор автономной некоммерческой организации содействия инновациям «ТРИЗ-профи» ВСТРЕчА С чУДОМ Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться. <...> Экзюпери СНАЧАЛА УДИВИТЬ, ПОТОМ УЧИТЬ Что делает взрослый человек, когда ему дают ответы на незаданные им вопросы, рассказывают о том, что его не интересует? <...> Вежливый человек может слушать просто потому, что не хочет обидеть говорящего. <...> Подчинённый может слушать начальника по любому поводу, потому что уклонение от этой «почётной обязанности» чревато… <...> Проблема: современная система образования построена преимущественно на том, что учащимся дают готовые ответы на незаданные ими вопросы. <...> В прежние времена было немало силовых методов, понуждающих учиться — то есть хоть как-то выучить и сдать экзамен. <...> Да и сейчас ещё придумываются «погонялки» для нерадивых учеников. <...> Так, например, в некоторых американских штатах не выдают автомобильные права без предъявления аттестата об окончании средней школы. <...> То есть вынуждают «учиться» — но о качестве этой учёбы и уровне знаний на выходе нетрудно догадаться. <...> «Большая ошибка думать, № 1' 2015 3 что чувство долга и принуждение могут способствовать находить радость в том, чтобы смотреть и искать», — писал Альберт Эйнштейн [1]. <...> Силовые методы в отношении учеников срабатывают всё слабее и всё менее приветствуются обществом. <...> «Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом» [2]. <...> «В сущности, почти чудо, что современные методы обучения ещё не совсем удушили святую любознательность, ибо это нежное растеньице требует наряду с поощрением, прежде всего свободы — без него оно неизбежно погибает» — так писал Эйнштейн. <...> Свободное познание начинается с вопросов, которые человек задаёт себе сам. <...> Автор полагает, что началом процесса самовопрошания является удивление. <...> Если это так, то новая система образования <...>