Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Русский язык в научном освещении  / №1 2014

ЛИХ ЛИ ПОП УПЫРЬ? (100,00 руб.)

0   0
Первый авторБобрик
Страниц8
ID400197
АннотацияСтатья посвящена именованию (поп) Упырь лихыи — так называет себя писец рукописи Пророков с толкованиями XI в., сохранившейся в более поздних списках. Имя писца традиционно понимают как составное именование Упырь (прозвище) + Лихыи. В статье обращается внимание на менее известную приписку того же писца, в которой он именует себя без эпитета лихыи — просто поп Упырь, и делается предположение, что эпитет лихыи является на самом деле не частью имени, но свободным определением, относящимся ко всему словосочетанию поп Упырь в целом. Древнерусский ономастический материал, как показано в статье, подтверждает такое предположение. Значение эпитета лихыи в данном случае могло быть ‘humilis’, что естественно для уничижительной формулы колофона.
Бобрик, М.А. ЛИХ ЛИ ПОП УПЫРЬ? / М.А. Бобрик // Русский язык в научном освещении .— 2014 .— №1 .— С. 265-272 .— URL: https://rucont.ru/efd/400197 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

(Значение эпитета лихыи в записи писца толковых пророков) <...> особо выделяет употребление этого прилагательного в качестве прозвища («прозвания»), иллюстрируя это употребление фрагментом известной записи писца Толковых пророков 1047 года (сохранившейся в списках конца XV—XVI в.) <...> поча(х) же ѣ писа́ти [дата], а конча(х) [дата] азъ попъ оупирь лихыи. <...> ]1 Привычным стало «переводить» имя новгородского книжника как Упырь Лихой и привычно всякий раз приостанавливаться — как Чичиков перед прозвищем Коровий кирпич — перед оксюморонным сочетанием благочестивой должности и жутковатого имени. <...> При этом лихыи в сочетании с Упирь естественным образом понимается в сохранившемся доныне значении ‘дурной, злой, зловредный’ и под. <...> 1 Приводимый буквально фрагмент цитируется по рукописи 16-ти пророков с толкованиями РГБ ТСЛ (Ф. <...> 2 Л. В. Столярова [Столярова 2000: 13]: «Писец не сообщил своего крестильного имени, ограничившись мирским. <...> Упырь Лихой (т. е. Вампир, Кровопийца) — это, скорее всего, языческое имя-оберег, которое писец сохранил, даже став священником». <...> 266 М. А. Бобри к Инерцию такой по-своему логичной интерпретации нарушает тот факт, что попъ Упирь может терять эпитет лихыи. <...> Дело в том, что, кроме заключительного колофона, в нашем распоряжении, к счастью, есть ещё одна запись с именем попа, и в ней, сделанной по ходу работы, Упырь называет себя просто Упырь попъ: Ωх, въ еже пишю при главиѧх, Упирь пωп [Столярова 2000: 11]. <...> В древнерусском именослове двучленное имя, выраженное атрибутивным словосочетанием, допускает, вообще говоря, две возможности. <...> 1) Одна подразумевает, что словосочетание Упирь Лихыи представляет собой целостное прозвище. <...> Упирь лихыи сюда явно не относится — во всех обнаруженных в словаре Тупикова двусоставных прозвищах прилагательное стоит в препозиции, лишено мобильности и не допускает сокращений. <...> В случае новгородского попа это не так: сочетание Упирь лихий, как мы видели, непрочно и может распадаться и сокращаться <...>