Н. А. Добролюбов. Биографическая справка
---------------------------------------------------------------------------Оригинал
здесь: http://rulex.ru/01050509.htm
---------------------------------------------------------------------------С.
Венгеров.
Добролюбов, Николай Александрович - самый знаменитый после Белинского
Нерадостно сложилась краткая жизнь
русский критик, главный представитель метода публицистического рассмотрения
литературных произведений.
высокодаровитого юноши,
ослепительно-блестящая по своим литературным
результатам, но замечательно тусклая в его личном существовании. Судьба с
ним сыграла именно ту "обидную шутку", которой так "страшился" его "ум
больной" в одном из написанных им перед самой смертью стихотворений
("Пускай умру, печали мало"). С горьким предчувствием выражал он здесь свои
опасения: "Чтоб под могильною землею не стал любви предметом я, чтоб все,
чего желал так жадно и так напрасно я живой, не улыбнулось мне отрадно над
гробовой моей доской". А вышло как
раз так. Слава, влияние, всеобщее
сочувствие - все это пришло к Добролюбову только после смерти; при жизни он
только безответно стремился к горячей привязанности, знал, главным образом,
одни только муки творчества; торжество его идей чуть-чуть только стало
обозначаться, и общий облик его подтачиваемой злою болезнью и заботами
жизни был подавляюще-мрачный. - Добролюбов родился 24 января 1836 г. в
Нижнем Новгороде, где отец его состоял священником. Семья его была из
достаточных; многие из товарищей Добролюбова по бурсе, дети дьячков и
сельских священников, не решались даже приходить в его дом, как чересчур
для них важный и знатный. Но у отца Добролюбова была страсть строить дома;
благодаря этому он был вечно озабочен и, отнюдь не будучи злым, изливал на
семью горечь многочисленных деловых неудач своих. К сыну он поставил себя в
такие отношения, что тот, оказывая ему не только наружно, но и в глубине
души самую полную почтительность, решительно его чуждался и так робел перед
ним, что рта не открывал в его присутствии. Зато к доброй, приветливой,
умной и благородной матери своей Добролюбов чувствовал безграничную
привязанность. От нее он унаследовал свой духовный облик, стремление к
нравственному совершенствованию и цельность натуры. "От нее, - писал он в
своем дневнике вскоре после ее смерти, - получил я свои лучшие качества; с
ней сроднился я с первых дней моего детства; к ней летело мое сердце, где
бы я ни был; для нее было все, что бы я ни делал". Когда она умерла,
Добролюбов предался глубочайшему отчаянию.
Страницы дневника его,
посвященные этому страшному для него удару, принадлежат к самым
трогательным проявлениям сыновней любви. В любви Добролюбова к матери ярко
сказался тот удивительный запас нежности, который так поражает всякого при
более близком знакомстве с интимной жизнью отца русского "отрицания". Этот,
по уверению его литературных противников, "бессердечный насмешник" и
"разрушитель" всяческих "иллюзий", этот мнимый прототип Базарова был не
только образцовым сыном, братом и родственником, но весь был переполнен
самого романтического стремления к идеальным привязанностям. В оставшихся
после смерти Добролюбова бумагах Чернышевский нашел длинное, но из
стыдливости не отправленное по адресу, письмо 16-летнего Добролюбова к его
семинарскому учителю Сладкопевцеву. Письмо дышит такой самоотверженной
преданностью, что немного найдется романов, в которых влюбленный с большим
восторгом и увлечением говорил бы о своей возлюбленной. Множество других
трогательных проявлений нежной души Добролюбова нашлось в его бумагах, и не
удивительно, что Чернышевский, разбирая их, не мог сохранить эпического
спокойствия. Припоминая неумолкшие и
после смерти Добролюбова упреки в
душевной черствости, он разразился в своих "Материалах для биографии
Добролюбова" ("Современник", 1862, N 1) горячей, негодующей тирадой против
тех, кто называл Добролюбова человеком без души и сердца. - Добролюбов и
умственно, и душевно созрел чрезвычайно рано. Уже трех лет он прекрасно
декламировал многие басни Крылова . Очень посчастливилось ему в выборе
учителей. Когда ему было 8 лет, к нему приставили семинариста философского
класса М.А. Кострова, который впоследствии женился на сестре своего
ученика. Костров повел обучение не шаблонным путем зазубривания, а по
возможности старался развить острые и без того мыслительные способности
мальчика. Мать Добролюбова постоянно говорила, что из классной комнаты сына
только и слышно: "почему", "отчего", да "как". Результат занятий с
Стр.1