В силу положений статей 2,
10, 29 Земельного кодекса
РФ органы исполнительной
власти субъектов РФ в пределах
своих полномочий вправе
издавать акты, содержащие
нормы земельного права и реализовать
предоставленные
полномочия.
При
таких обстоятельствах
правомерным является вывод
суда о том, что оспариваемое
постановление от 23 ноября
2007 года ¹415 «Îá утверждении
формы акта о выборе
земельного участка для строительства»,
касающееся только
земельных участков в городе
Смоленске,
государственная
собственность на которые не
разграничена, издано администрацией
Смоленской области
в пределах полномочий.
Не могут быть приняты во
внимание ссылки администрации
города Смоленска на то,
что оспариваемое постановление
нарушает полномочия органов
местного самоуправления
на осуществление процедуры
выбора земельных участков.
Судом
правильно обращено
внимание на то, что постановление
администрации Смоленской
области не распространяет
свое действие и не устанавливает
порядок распоряжения
земельными участками, находящимися
в муниципальной
собственности, и права органов
местного самоуправления на
обеспечение выбора земельного
участка не нарушает.
Согласно пункту 4 статьи 2
Земельного кодекса РФ органы
местного самоуправления
могут издавать акты, содержащие
нормы земельного права,
на основании и во исполнение
Земельного кодекса РФ,
федеральных законов, иных
нормативных правовых актов
Российской Федерации, законов
и иных нормативных правовых
актов субъектов РФ в
пределах своих полномочий.
В этой связи суд сделал
правильный вывод о том, что
постановление администрации
города Смоленска от 24 июля
2007 года ¹2036-àäì не может
применяться в отношении
земельных участков в городе
Смоленске,
государственная
собственность на которые не
разграничена.
Доводы кассационной жа34
ГУ
¹9’08
1 Шугрина Екатерина Сергеевна –
канд. юрид. наук, доцент МГЮА, член Европейского
клуба экспертов местного
самоуправления.
2 Пешин Н. Л. К вопросу о наделении
территории статусом муниципального
образования // Государство и право.
2007. ¹8. Ñ. 105.
МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
1Согласно части 1 статьи 131 Конституции
РФ местное самоуправление
осуществляется в городских,
сельских поселениях и на других
территориях с учетом исторических
и иных местных традиций.
Термин «муниципальное образование»
был раскрыт в Федеральном
законе ¹154-ÔÇ. В статье 1 Федерального
закона ¹154-ФЗ муниципальное
образование определялось
как городское, сельское поселение,
несколько поселений, объединенных
общей территорией, часть поселения,
иная населенная территория, в
пределах которых осуществляется
местное самоуправление, имеются
муниципальная собственность, местный
бюджет и выборные органы
местного самоуправления. В этом
определении фактически перечислены
признаки муниципального образования.
Таким образом, муниципальным
образованием является населенная
территория, в пределах которой:
–
осуществляется местное самоуправление;
–
имеется муниципальная собственность;
–
имеется местный бюджет;
– имеются выборные органы местного
самоуправления.
Иногда в качестве признаков муниципального
образования называют:
население, территория, решение
вопросов местного значения, муниципальная
собственность, местный
бюджет, выборные органы. Некоторые
исследователи группируют указанные
критерии, выделяя организационные
(наличие местного самоуправления,
его выборных органов)
и материальные (наличие муниципальной
собственности и местного
бюджета)2
.
Замотаев А. А. обращает внимание,
что под населенной территорией
в данном случае понимается территория,
имеющая постоянное население,
и каким-либо образом используемая
этим населением. Понятие
населенной территории не следует
путать с понятием селитебной
территории – территории, занятой
строениями, предназначенными для
жилья. Смешению этих понятий способствует
довольно часто употребляемый
термин «заселенная территория»,
который в одних случаях используется
как синоним населенной,
ЗНАЧЕНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ
ПРИЗНАКОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ,
ГАРАНТИРУЮЩИХ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
ПРЕДЕЛОВ ПРАВА НА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Е. Шугрина1
Стр.1