Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636193)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
ПОЛИС. Политические исследования  / №4 2016

РОССИЙСКАЯ МНОГОПАРТИЙНОСТЬ: ИЛЛЮЗИИ ПРОШЛОГО, ХИМЕРЫ СОВРЕМЕННОСТИ (200,00 руб.)

0   0
Первый авторБулдаков
Страниц15
ID397812
АннотацияАвтор опровергает представления о том, что прогресс многопартийности в России означал движение в направлении демократизации. Напротив, зарождение многопартийности в России в конце XIX – начале ХХ вв. было симптомом фрагментации общества. Это, в свою очередь, указывало на приближение системного кризиса. Российские политические партии росли сверху, а не снизу. Они отражали скорее процессы идейного самовыражения интеллигенции, нежели пробуждение основных классовых сил. Тот факт, что партии возникали первоначально на окраинах империи, причем от левого фланга политического спектра к правому, также характеризует процесс партийного строительства как отражение близящегося распада империи и грядущего раскола общества. На это же указывает и крайняя слабость либеральных партий центра. Все это в полной мере подтвердилось в 1917 г. События конца ХХ в. указывают на культурно-генетическую природу сохраняющейся архаичности массовой политической культуры в стране. Сохраняется и ее основа – патерналистские, иерархические модели массового поведения. Существующие политические партии зачастую лишь имитируют наличие нормальной политической жизни в стране, способствуя упрочению неопатерналистских отношений в политике и архаики массового сознания. Автор обращает внимание на необходимость изучения реального субъекта политической истории России – тех самых “темных масс”, с которым элиты по-прежнему не находят общего языка.
Булдаков, В.П. РОССИЙСКАЯ МНОГОПАРТИЙНОСТЬ: ИЛЛЮЗИИ ПРОШЛОГО, ХИМЕРЫ СОВРЕМЕННОСТИ / В.П. Булдаков // ПОЛИС. Политические исследования .— 2016 .— №4 .— С. 101-115 .— URL: https://rucont.ru/efd/397812 (дата обращения: 17.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Булдаков БУЛДАКОВ Владимир Прохорович, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН. <...> Автор опровергает представления о том, что прогресс многопартийности в России означал движение в направлении демократизации. <...> Напротив, зарождение многопартийности в России в конце XIX – начале ХХ вв. было симптомом фрагментации общества. <...> Тот факт, что партии возникали первоначально на окраинах империи, причем от левого фланга политического спектра к правому, также характеризует процесс партийного строительства как отражение близящегося распада империи и грядущего раскола общества. <...> На это же указывает и крайняя слабость либеральных партий центра. <...> Существующие политические партии зачастую лишь имитируют наличие нормальной политической жизни в стране, способствуя упрочению неопатерналистских отношений в политике и архаики массового сознания. <...> Российская история порождала и порождает немало политических иллюзий, фантазий и симулякров. <...> Многопартийность казалась синонимом демократии – об этом еще пойдет речь ниже. <...> Порабощаемое человеческое существо вынуждено сдабривать свое существование иллюзиями, прежде всего иллюзиями свободы от любых стеснений. <...> Феномен российской многопартийности имеет скорее социально-психологическое, нежели политикопрактическое происхождение, исходящее из отношений собственности. <...> Изучение российской многопартийности началось в годы “глубокого застоя”. <...> Начали с “мелкобуржуазных”, как было принято считать, меньшевиков и эсеров, потом перешли на прочие (“буржуазно-помещичьи”) партии [Булдаков 2005]. <...> Следующий этап изучения многопартийности развернулся в 1990-е годы. <...> Партийность стала предметом политического самоутверждения, а история революции предстала драмой насильственного вытеснения российской многопартийности. <...> Как ни считать, но именно интеллигенция подарила России феноменмногопартийности” – примечательный вовсе <...>