12 М А Т Е Р И А Л Ы ТЕХНОЛОГИИ БЕТОНОВ №9, 2014 СтрОительСтвО укрепленных ОСнОваний автОмОбильных дОрОг С иСпОльзОванием метамОрфичеСких Сланцев кма Р.В. ЛЕСОВИК, доктор техн. наук, профессор, Е.Н. АВИЛОВА, соискатель, Н.В. РяПУхИН, канд. техн. наук, БГТУ им. <...> В.Г. Шухова Авторы статьи рассказывают о путях повышения эффективности дорожного строительства за счет применения сланцевого щебня и композиционных вяжущих веществ. <...> Это способствует не только снижению себестоимости строительства, но и улучшению экологической обстановки за счет утилизации техногенных песков и метаморфических сланцев. <...> Проблема повышения эффективности и качества дорожных покрытий, разработки и внедрения новых технологий дорожного строительства и создания новых композиционных дорожно-строительных материалов, обеспечивающих их высокие эксплуатационные характеристики и технологичность, актуализируется чрезвычайно быстрым ростом в стране числа транспортных средств [1]. <...> Одним из путей снижения стоимости и ускорения темпов строительства автомобильных дорог является широкое применение местных дорожно-строительных материалов, в первую очередь техногенного сырья КМА [2]. <...> Ежегодное увеличение объемов производства стали ведет к постоянному росту добычи железной руды. <...> Кроме того, увеличиваются объемы попутно добываемых пород, отходов обогащения горно-обогатительных предприятий металлургической отрасли промышленности (отходы мокрой магнитной сепарации железистых кварцитов (ММС), которые также требуют новых земельных территорий для складирования. <...> В результате пахотные земли, применяемые как технологические площадки для складирования техногенных песков, а также для разработки карьеров, навсегда исчезают как средства производства сельскохозяйственной продукции. <...> В то же время высокая себестоимость устройства укрепленных дорожных оснований традиционными методами предопределяет необходимость нахождения способов <...>