ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¹ 3 (32) 2010
Редакционная коллегия
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор НИИ
ФО НГПУ
заместитель главного
редактора, доктор
философских наук,
профессор
ISSN 1811–0916
Учредители:
Новосибирский
государственный
педагогический
университет,
Научно-исследовательский
институт
философии
образования
Институт философии
и права
СО РАН
Журнал включен
в Перечень
ведущих рецензируемых
научных
изданий и
журналов,
рекомендуемых
Высшей аттестационной
комиссией
для публикации
основных научных
результатов
диссертаций на
соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал включен
в российский
индекс научного
цитирования
доктор биологических наук, профессор,
ректор ГОУ ВПО НГПУ
доктор философских наук, профессор, чл.-кор. РАО
доктор физико-математических наук, чл.-кор. РАО
доктор философских наук, профессор, академик РАО
доктор педагогических наук, профессор
доктор философских наук,
проректор по научной работе ГОУ ВПО НГПУ
доктор философских наук, профессор
(Карлов университет, Чехия)
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, чл.-кор. РАО,
заместитель председателя Комитета
по образованию Государственной Думы РФ
академик РАН, президент
Российского философского общества
доктор философских наук, директор
Института философии и права СО РАН
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. СЕТЕВЫЕ СТРУКТУРЫ В МОДЕРНИЗАЦИИ
ОБЩЕСТВА И СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Ромм М. В. (Новосибирск). Нормативно-интерпретативный подход к изучению
индетерминистских социальных феноменов ............................................................................. 5
Лукомская М. А. (Новосибирск). Уровни сетевого взаимодействия в сфере образования . 11
Вальдман И. А. (Новосибирск), Каукенова Т. В. (Алматы). Образование как фактор
генезиса и функционирования социального капитала сетевых структур ......................... 16
Лучихина Л. Ф. (Новосибирск). Межкультурный аспект исследования
социальных сетей в системе высшей школы ............................................................................ 23
Дегтярева Â. Â. (Íîâîñèáèðñê). Образовательный потенциал социальных сетей ............... 30
Литвинова И. А. (Новосибирск). Социально-сетевые представления
о русскоязычных мигрантах: аспект толерантности .............................................................. 35
Шенцева Е. А. (Новосибирск). Феномен художественной активности человека
в сетевом обществе (ìîòèâ перехода к новой эпистемологии) .......................................... 42
Владимирова Т. В. (Новосибирск). Социологическое знание и безопасность в сетевом
пространстве .................................................................................................................................... 50
Раздел II. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ И МЕНТАЛЬНОКОГНИТИВНЫЕ
АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Игнатьев В. И., Кузин С. А. (Новосибирск). Реальность как иллюзия
действительности: к диагнозу состояния института образования: ..................................... 57
Чуркина Н. А. (Новосибирск). К вопросу о ментальной проблематике философии
образования ...................................................................................................................................... 65
Степанова А. Н. (Новосибирск). Система реформирования образования в современной
Ðîññèè: компьютерные и традиционные технологии ............................................................. 71
Бельская Ю. В. (Новосибирск). Философские основания понимания экономического
поведения человека в пространстве экономической теории и образовании .................... 77
Кушнаренко С. П. (Новосибирск). Феноменологическая методология анализа
социокультурных явлений ............................................................................................................ 83
Бажутина Н. С. (Новосибирск). Формирование философского мышления
и его вербализация в системе высшего образования ............................................................. 91
Матеев Д. А. (Новосибирск). Коммуникативные аспекты образовательного дискурса
в условиях реформы высшего образования .............................................................................. 96
Свидетельство
ПИ ¹ 77-12553
© НИИ ФО
ÍÃÏÓ, 2010
Мазная Е. А. (Новосибирск). Инновационная деятельность в философских
и лингвистических концепциях: теоретический и образовательный аспект ................. 103
Сафронова М. В. (Новосибирск). Психосоциальное самочувствие преподавателей
высшей школы в условиях модернизации образовательного процесса ........................... 108
Паршукова Г. Б. (Новосибирск). Профессиональная картина мира как цель
современного высшего образования (на примере образования в области связей
с общественностью и ðåêëàìû) ................................................................................................. 115
Раздел III. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ
ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Чуркин И. Ю., Чуркина Н. А. (Новосибирск). Компетентностный подход в образовании ... 121
Осьмук Л. А. (Новосибирск). Алгоритм перехода к компетентностной модели
подготовки специалиста .............................................................................................................. 127
Варюшкин С. В. (Новосибирск). Формирование карьерных компетенций выпускников
вузов ................................................................................................................................................. 134
1
Í.
В
.
Наливайко
À. Ä. Ãåðàñ¸â
Â.
À.
А. Жафяров
Æ.
Дмитриенко
.
О
.
А. А. Корольков
П
В. Майер
Á.
Лепин
В. И. Паршиков
Н. Пелцова Смолин
Í.
Í. Ñ. Рыбаков
Î.
Â.
Ñ.
Степин
Â.
Â.
Целищев
Я. С. Турбовской
Н
.
Н
.
Å. Â. Ушакова
À.
Чумаков
Ì.
Чуринов
Стр.1
Макаренко О. В. (Новосибирск). Об интерактивной компетенции как одной
из составляющих профессиональной культуры специалиста ............................................. 142
Шачинова Э. А. (Новосибирск). Формирование профессиональной компетентности
специалистов социальной работы в непрерывном образовательном процессе ............. 147
Рабе Ю. А. (Новосибирск). Компетентностный подход в образовательной модели
современной школы ..................................................................................................................... 153
Дерига Е. С. (Новосибирск). Возможности образовательной технологии критического
мышления при реализации компетентностного подхода в вузе ........................................ 160
Мел¸хина Е. А. (Новосибирск). Педагогические условия реализации компетентностного
подхода в системе высшего профессионального образования ........................................... 166
Чурляева Т. Н. (Новосибирск). Формирование читательской компетенции в условиях
современного общества ............................................................................................................... 172
Тараканов А. В. (Новосибирск). Эволюция ценностно-смысловых ориентаций и компонентов
креативности в процессе профессионального обучения студентов-психологов .... 178
Скалабан И. А. (Новосибирск). Социальное участие студенчества как метод
формирования социальных компетенций в высших учебных заведениях ....................... 184
Ваганова Е. Г. (Новосибирск). Системно-структурное представление
о профессиональной компетентности филолога ................................................................... 192
Мандрикова Г. М. (Новосибирск). Антропоцентрический подход к текстовой
компетенции студента вуза ........................................................................................................ 199
Раздел IV. ЦЕННОСТНО-АДАПТАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ
РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Кансиярова Е. А. (Новосибирск). Образование в контексте социальной адаптации
молодежи ........................................................................................................................................ 205
Асанова Н. В. (Новосибирск). Особенности развития юношеской идентичности
и смысложизненных ориентаций в процессе обучения в вузе ........................................... 211
Серебрянникова О. А. (Новосибирск). Динамика ценностных ориентаций
студенческой ìîëîäåæè: поколенный подход ....................................................................... 216
Сергеева З. Н. (Новосибирск). Конформизм и нонконформизм студенческой молодежи:
к вопросу о социальном манипулировании в политической сфере ................................... 221
Быкова Е. С. (Новосибирск). Факторы развития инновационной личности студента ...... 226
Вихорев С. А. (Новосибирск). Ценностные ориентации студентов как факторы
морального выбора в контексте толерантности к неопределенности ............................. 232
Климакова Е. В. (Новосибирск). Роль и место преподавателя в современном
образовательном процессе: личность как основа образовательной парадигмы ............ 237
Данилкова М. П. (Новосибирск). Ценностно-ориентационная деятельность
как фактор формирования личности ........................................................................................ 241
Заякина Р. А. (Новосибирск). К вопросу об адаптации студентов в социокультурном
пространстве вуза ......................................................................................................................... 247
Рудыхина О. В. (Новосибирск). Взаимосвязь феномена толерантности
с типологическими особенностями студентов вуза ............................................................. 253
Дегтярева Т. Н. (Новосибирск). Актуальные вопросы профессионального образования как
условия социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья ..... 258
Богданова Е. В. (Новосибирск). Профессиональная субъектность личности
в волонтерской деятельности (социально-философский àíàëèç) ...................................... 263
Раздел V. ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ, КИТАЯ И ЯПОНИИ
Вальдман И. А., Куратченко М. А. (Новосибирск). Социальные модернизации
образования в Китае: сетевой контекст инноваций в системе самоорганизации
трансформирующегося общества .............................................................................................. 271
Ян Фан (Шэньян, Китай). Культурологический аспект в обучении китайских студентов .... 278
Тикуев А. Х. (Новосибирск). Формирование образа Китая у студентов-востоковедов ...... 281
Мирча А. В. (Новосибирск). Японский язык в гендерном измерении: изменение стилей
речи в условиях социокультурных трансформаций .............................................................. 289
Колышкина С. С. (Новосибирск). Место информационно-коммуникационных технологий
в профессиональной подготовке студентов в области изучения японского языка ....... 295
Заседателева О. В. (Новосибирск). Социокультурная адаптация иностранных
студентов в современной системе российского высшего образования ........................... 302
Раздел VI. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
ИСТОРИКО-РЕГИОНОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Зиневич О. В., Рузанкина Е. А. (Новосибирск). Конструирование предмета
регионоведения: проблемы роста ............................................................................................. 307
Дубкова О. В. (Новосибирск). Роль переводческой деятельности в процессе
формирования языковой компетенции специалиста-регионоведа .................................... 315
Остроменский А. П. (Новосибирск). Некоторые аспекты преподавания исторических
дисциплин ....................................................................................................................................... 320
Куликова Д. Н., Пинкин В. И. (Новосибирск). Преподавание гуманитарных дисциплин
студентам-регионоведам в соответствии с принципами Болонского соглашения ........ 326
Олейников И. В. (Новосибирск). Преподавание зарубежной истории в высшей школе:
ëîãèêà, проблемы .......................................................................................................................... 334
Раздел VII. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Чудинов С. И. (Новосибирск). Религиозный экстремизм и проблема
духовно-нравственного воспитания и противодействия ...................................................... 339
Михеева А. В. (Новосибирск). Специфика преподавания курса «Религиоведение»
для специалистов социальной работы ...................................................................................... 347
Раздел VIII. ИНФОРМАЦИЯ
Рычков-Апраксин В. П. (Москва). Не навреди или философские размышления
о судьбоносности русского языка (Рецензия на книгу Я.С. Турбовского
«Ðóññêèé ÿçûê: между неприязнью и ëþáîâüþ», 2010) ......................................................... 352
Правила оформления для авторов ...................................................................................................... 370
2
ФИЛОСОФИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
¹ 3 (32)
2010
Издание
осуществлено
при поддержке
Администрации
Новосибирской
области
Редакторы
À. Ã. Махова
В. И. Смирнова
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной
верстки
Þ. Â. Ïóøêàð¸â
Набор
Ò. Ñ. Косенко
Адрес редакции:
630126
Новосибирск,
ул. Вилюйская,
28
ò. 244-16-71
Подписано
в печать
30.09.2010
Формат
70
×108/16
Печать
офсетная.
Бумага
офсетная.
Óñë.-ïå÷. 30.0 ë.
Ó÷.-èçä. 30.5 ë.
Тираж 1000 ýêç.
Заказ ¹ 358
Издательство
СО РАН
630090
Новосибирск,
Морской
проспект, 2
Стр.2
PHILOSOPHY OF EDUCATION ¹ 3 (32) 2010
Editorial Board
Editor-in-chief, Doctor
of Philosophical Sciences,
Professor, Director of the
Research Institute of
Philosophy of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical University
Assistant Editor-in-chief,
Doctor of Philosophical
Sciences, Professor
Doctor of Biologica Sciences, Professor, Rector
of Novosibirsk State Pedagogical University
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Doctor of Physical and Mathematical Sciences
Doctor of Philosophical Sciences, Professor,
Academician of the Russian Academy of Education
Doctor of Pedagogical Sciences,
Doctor of Philosophical Sciences, Science
Pro-Rector of Novosibirsk State Pedagogical University
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Univerzita Karlova v Praze)
ISSN 1811–0916
The founders
of the journal:
Novosibirsk State
Pedagogical University,
the Research Institute
of Philosophy of
Education
Institute of Philosophy
and Law of the Siberian
Branch of the Russian
Academy of Sciences
The journal is included
in the list of the leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State Commission
for Academic Degrees
and Titles (VAK) for
publication of basic
scientific results of the
Candidate of Science
and Doctor of Science
dissertations.
The journal
is included in the
Russian scientific
citation index.
Certificate
PI ¹ 77-12553
© The Research
Institute of Philosophy
of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2010
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Doctor of Philosophical Sciences, Deputy Chair
on Education of the State Duma Committee
Academician of the Russian Academy of Sciences,
President of the Russian Philosophical Society
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academician
of the Academy of Pedagogical and Social Sciences
Doctor of Philosophical Sciences, Director
of the Institute of Philosophy and Law of the Siberian
Branch of the Russian Academy of Sciences
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
CONTENT
Part I. NETWORK STRUCTURES IN MODERNIZATION
OF THE SOCIETY AND EDUCATION SYSTEMS
Rîmm M. V. (Novosibirsk). Normative-interpretative approach to studing
indeterministic social phenomena ............................................................................................ 5
Lukomskaya M. A. (Novosibirsk). The levels of network interaction in the sphere
of education: analysis and the prospects ............................................................................... 11
Valdman I. A. (Novosibirsk), Kaukenova T. V. (Almaty). Education as a factor
of genesis and operation of the social capital of network structures ................................. 16
Luchikhina L. F. (Novosibirsk). An intercultural aspect of the social network studies
in the system of higher education .......................................................................................... 23
Degtyareva V. V. (Novosibirsk). The educational potential of social networks ..................... 30
Litvinova I. A. (Novosibirsk). The social-network perceptions of the Russian-speaking
migrants: an aspect of tolerance ............................................................................................. 35
Shentseva E. A. (Novosibirsk). The phenomenon of artistic activity of the person
in the network society (the motif of transition to a new epistemology) ........................... 42
Vladimirova T. V. (Novosibirsk). Sociological knowledge and the safety in the network
space ........................................................................................................................................... 50
Part II. SOCIO-PHILOSOPHICAL AND MENTAL-COGNITIVE ASPECTS
OF THE DEVELOPMENT OF EDUCATION
Ignatyev V. I., Kuzin S. A. (Novosibirsk). Reality as the illusion of actuality:
on the diagnosis of the state of the institution of education ............................................... 57
Ñhurkinà N. À. (Novosibirsk). On the question of mental problematics
of the philosophy of education ................................................................................................ 65
Stepanova À. N. (Novosibirsk). The system of education reforms in modern Russia:
computer and traditional technologies .................................................................................. 71
Belskaya Yu. V. (Novosibirsk). The philosophical bases of understanding the human
economic behavior in the sphere of economic theory and education ............................... 77
Kushnarenko S. P. (Novosibirsk). A phenomenological methodology of the analysis
of socio-cultural phenomena ................................................................................................... 83
Bazhutina N. S. (Novosibirsk). Formation of philosophical thinking and its
verbalization in the higher education system ....................................................................... 91
Mateev D. A. (Novosibirsk). The communicative aspects of the educational discourse
in the conditions of the higher education reform ................................................................ 96
Maznaya E. A. (Novosibirsk). Innovative activity in the philosophical and linguistic
concepts: the theoretical and educational aspects ............................................................. 103
Safronova M. V. (Novosibirsk). The psycho-social well-being of the higher education
teachers in the conditions of the educational process modernization ............................ 108
Parshukova G. B. (Novosibirsk). The professional worldview as a goal of modern
higher education (on the example of education in the field of public relations
and advertising) ...................................................................................................................... 115
Part III. THE COMPETENCE APPROACH IN MODERN HIGHER EDUCATION
Ñhurkin I. Yu., Ñhurkina N. A. (Novosibirsk). The competence approach in education121
Osmuk L. A. (Novosibirsk). An algorithm of transition to the competency-building
model of specialist training ................................................................................................... 127
Varyushkin S. V. (Novosibirsk). Formation of the career competences of the graduates
of higher education institutions ............................................................................................ 134
Makarenko O. V. (Novosibirsk). Jn the interactive competence as a part of professional
culture of the specialist .......................................................................................................... 142
368
A. D. Gerasyov
N. V. Nalivaiko
V. A. Dmitrienko
A. Zh. Zhafyarov
A. A. Korol’kov
P. V. Lepin
B. O. Mayer
N. Pelz
N. S. Rybakov
O. N. Smolin
ova
V. S. Stepin
V. I. Parshikov
Ya. S. Turbovskoi
V. V. Tselishchev
E. V. Ushakova
A. N. Chumakov
N. M. Churinov
Стр.3
Shachinova E. A. (Novosibirsk). Formation of professional competence of the social
work specialists in the continuous educational process ................................................... 147
Rabe Yu. A. (Novosibirsk). The competence-based approach in the educational
model of modern school ....................................................................................................... 153
Deriga E. S. (Novosibirsk). The resources of the educational technology of critical
thinking in realization of the competence approach in the higher education institution ... 160
Melekhina E. A. (Novosibirsk). The pedagogical conditions for implementing
the competence-based approach in the system of higher professional education ........ 166
Churlyaeva T. N. (Novosibirsk). Formation of the reader’s competence
in the conditions of modern society ..................................................................................... 172
Tarakanov A. V. (Novosibirsk). Evolution of the value and meaning orientations
and the components of creativity in the course of vocational training
of the students-psychologists ................................................................................................ 178
Skalaban I. A. (Novosibirsk). Social participation of students as a method
of formation of social competences in the higher educational institutions .................... 184
Vaganova E. G. (Novosibirsk). The systemic-structural understanding of professional
competence of the philologist ............................................................................................... 192
Mandrikova G. M. (Novosibirsk). An anthropocentric approach to the textual
competence of the higher education student ..................................................................... 199
Part IV. THE VALUE-RELATED AND ADAPTATIONAL ASPECTS
OF THE MODERN YOUTH DEVELOPMENT
Kansiyarova E. A. (Novosibirsk). Education in the context of social adaptation
of the youth .............................................................................................................................. 205
Asanova N. V. (Novosibirsk). The features of the development of the youth identity
and the meaning-of-life orientations in the course of training in the higher
education institution ............................................................................................................... 211
Serebryannikova O. A. (Novosibirsk). The dynamics of the value orientations
of young students: a generational approach ....................................................................... 216
Sergeeva Z. N. (Novosibirsk). Conformism and non-conformism of the students
youth: to the question of social manipulation in the political sphere .............................. 221
Bykova E. S. (Novosibirsk). The factors of development of the innovative personality
of the student ........................................................................................................................... 226
Vikhorev S. A. (Novosibirsk). The value orientations of students as factors of moral
choice in the context of ambiguity tolerance ...................................................................... 232
Klimakova E. V. (Novosibirsk). The position and place of the teacher in contemporary
educational process: the person as a basis of educational paradigm .............................. 237
Danilkova M. P. (Novosibirsk). The value-orientation activity as a factor of personality
formation .................................................................................................................................. 241
Zayakina R. A. (Novosibirsk). On the issue of students adaptation in the socio-cultural
space of the higher education institution ............................................................................ 247
Rudykhina O. V. (Novosibirsk). Interrelation of the phenomenon of tolerance with the
typological features of the higher education students ...................................................... 253
Degtyareva T. N. (Novosibirsk). Pressing questions of trade education as terms of social
adaptation of man with the limited possibilities of health ................................................. 258
Bogdanova E. V. (Novosibirsk). Professional subjectivity of the person in the volunteer
activity (a social-philosophical analysis) ............................................................................. 263
Part V. THE PROBLEMS OF SOCIO-CULTURAL INTEGRATION
OF EDUCATION OF RUSSIA, CHINA AND JAPAN
Valdman I. A., Kuratchenko M. A (Novosibirsk). Social modernizations of chinese
education: the network context of innovations in the system of self-organization
of the transforming society .................................................................................................... 271
Yang Fang (China, Shenyang). A culturological aspect in the chinese students training .. 278
Tikuev A. Kh. (Novosibirsk). Forming the image of china among the oriental studies
students .................................................................................................................................... 281
Mircha A. V. (Novosibirsk). Japanese language in the gender dimension: change of the
speech styles in the conditions of sociocultural transformations .................................... 289
Kolyshkina S. S. (Novosibirsk). The place of information-communication technologies
in vocational training of the students in the field of studying japanese language ......... 295
Zasedateleva O. V. (Novosibirsk). Socio-cultural adaptation of foreign students
in the modern system of Russian higher education .......................................................... 302
Part VI. METHODOLOGY AND THE METHODS OF TEACHING
HISTORICAL AND REGIONAL STUDIES DISCIPLINES
Zinevich O. V., Ruzankina E. A. (Novosibirsk). Construction of the regional studies
subject: the problems of growth ........................................................................................... 307
Dubkova O. V. (Novosibirsk). The role of translation activity in the process of building
the language competence of the regional studies specialist ............................................ 315
Ostromenskii A. P. (Novosibirsk). Some aspects of teaching historical disciplines ......... 320
Kulikova D. N., Pinkin V. I. (Novosibirsk). Teaching humanitarian disciplines
|to the regional studies students according to the bologna agreement principles ........ 326
Oleynikov I. V. (Novosibirsk). Teaching international history in the higher education
institutions: the logic and the problems .............................................................................. 334
Part VII. TOPICAL PROBLEMS OF RELIGIOUS STUDIES IN EDUCATION
Chudinov S. I. (Novosibirsk). Religious extremism and the problem of spiritual
and moral education and countermeasures ........................................................................ 339
. (Novosibirsk). The specificity of teaching the “religion studies” course
to the social work specialists ................................................................................................. 347
Part VIII. INFORMATION
Rachkov-Apraksin V. P. (Moscow). Do not do harm, or philosophical reflections
on the fateful nature of Russian language (The Review of J. S. Turbovskogo’s
book «Russian language: between hostility and love», 2010) ........................................... 352
Rules of registration for authors ................................................................................................... 370
PHILOSOPHY
OF EDUCATION
¹ 2 (32) 2010
Editors
A. G. Mahova
V. I. Smirnova
Translator
L. B. Vertgeim
Electronic
make-up operator
Yu. V. Pushkarev
Editors address:
630126
Novosibirsk,
Vilyuiskaya street, 28
Tel. (383)244-16-71
Signed for printing
30.09.2010
Format 70x100/16.
Offset printing.
Offset paper.
Printer’s sheets: 30.0
Publisher’s
sheets: 30.5
Circulation
1000 issues.
Order ¹ 358
Siberian Branch
of the Russian
Academy of Sciences
Publishers
630090, Novosibirsk,
Morskoi avenue, 2
369
Mikheeva
A.V
Стр.4