1 М А Т Е Р И А Л Ы ТЕХНОЛОГИИ БЕТОНОВ №3, 2014 нОвый вид аРматуРы для железОбетОнных изделий веРхнегО стРОения пути Л.М. ЗАРЕЦКИЙ, канд. техн. наук, В.А. ХАРИТОНОВ, канд. техн. наук, профессор, Ю.А. ДРЁМИН, инженер в статье авторы рассматривают задачу создания эффективной арматуры для железобетонных шпал и оснований верхнего строения пути. <...> В России предварительно напряженные железобетонные шпалы наиболее часто армируют [1] высокопрочной арматурной проволокой по ГОСТ 7348-81 диаметром 3 мм [2]. <...> Ключевыми достоинствами такого армирования являются относительно равномерное распределение арматуры по сечению и невысокая удельная нагрузка на контур обволакивания каждого отдельного арматурного элемента, а также наличие большого количества производителей арматурной проволоки и использующих ее линий для армирования. <...> Однако есть у этого способа армирования и существенные недостатки. <...> Наиболее критичным является необходимость вручную закреплять в опалубке большое количество проволок. <...> Помимо высокой травмоопасности и затрат времени это не позволяет обеспечить равномерное натяжение проволок: из-за исходной непрямолинейности, разного усилия натяжения, зацепления и деформации при разматывании проволоки имеют разную длину между захватами. <...> При натяжении разная исходная длина проволок и проскальзывание в захватах приводят к недостаточному нагружению одних проволок и избыточному, вплоть до обрывов, нагружению других. <...> В этой связи на практике при изготовлении шпал закладывают избыточное количество проволок, до 8-10 проволок на шпалу. <...> Увеличение количества проволок может критически уменьшить расстояния между ними, что ведет к ускоренному разрушению бетона и повышает себестоимость шпалы. <...> Постепенное смещение спроса в сторону сплошных оснований, требующих на порядок больших суммарных усилий натяжения и расположения арматуры в двух направлениях, увеличивает значимость этих недостатков. <...> В связи с вышеописанными <...>