2014 ТАШИНА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства Шуйского филиала Ивановского государственного университета, anals@mail.ru TATYANA TASHINA Cand.Sc. <...> УДК 376.4 АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ADAPTATION TO SCHOOLING AMONG FIRST-GRADERS WITH MENTAL RETARDATION АННОТАЦИЯ. <...> В данной статье рассматриваются вопросы адаптации первоклассников с задержкой психического развития к школьному обучению. <...> Анализируются причины нарушения процесса адаптации у первоклассников с задержкой психического развития к школьному обучению, а так же описывается исследование адаптации первоклассников с задержкой психического развития к школьному обучению. <...> This article considers issues of adaptation to schooling among fi rst-graders with mental retardation. <...> Author analyzes the causes of disturbance in the process of adaptation to schooling among fi rst-graders with mental retardation, and describes the overall research of adaptation to schooling among fi rst-graders with mental retardation. <...> KEY WORDS: education, adaptation, mental retardation, psychological features of fi rst-graders. <...> Образование таких детей является одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем [3; 5; 6]. <...> Исследованием особенностей детей с задержкой психического развития (ЗПР) занимались Г. Е. Сухарева, Б. Г. Ананьев, Ю. Г. Демьянов, 116 О. С. Никольская, И. Ф. Марковская и др. <...> Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общие рекомендации учителю по организации коррекционной работы с ними были представлены Т. А. Власовой и М. С. Певзнер. <...> Интенсивное и многоплановое изучение проблем ЗПР в последующие годы способствовало получению ценных научных данных. <...> Особенности дезадаптации у первоклассников с ЗПР до сих пор не выступали в качестве предмета специального изучения, хотя в ряде работ в той или иной мере эта проблема затрагивалась. <...> Л. В. Кузнецова, И. Ю. Кулагина, А. К. Маркова и другие проводили ряд исследований мотивационно-волевой сферы у школьников с ЗПР; А. И. Липкина, Р. Д. Три гер анализировали формирование самооценки у неуспевающих школьников <...>