6 Контактная задача в анализе динамического поведения сборных роторов турбомашин* М. <...> Е-mail: pykhalov_aa@mail.ru В работе рассматривается проблема динамики сборных роторов современных турбомашин при нестационарных режимах работы. <...> Показана актуальность решения контактной задачи в анализе динамического поведения сборных роторов турбомашин. <...> Жесткость сборного ротора как динамической системы представлена сложной величиной, изменяющейся в процессе раскрутки. <...> Математическая модель динамики сборных роторов построена на основе метода конечных элементов. <...> В работе приведены основные компоненты жесткости сборного ротора, их связь с физическими процессами, характерными для сборных роторных систем; рассмотрены силы, возникающие в сборных роторных системах. <...> Отдельно рассмотрена математическая модель решения контактной задачи теории упругости, укрупненно показан алгоритм ее решения методом конечных элементов. <...> Рассмотрено возбуждение ротора силовыми и моментными дисбалансами дисков, составляющих его конструкцию, а также задание дисбалансов в конечно-элементной модели. <...> Для решения основного уравнения движения системы в методе конечных элементов предложен модифицированный подход численного интегрирования Ньюмарка с приведением матрицы масс, вектора сил и адаптивным временным шагом интегрирования. <...> При этом задача решается относительно неизвестного вектора ускорений на шаге интегрирования по времени. <...> В работе показана тестовая конечно-элементная модель сборного ротора на упругих опорах, имеющая контактные сопряжения в зоне фланцевого соединения вала с диском и используемая для отладки программных алгоритмов, разработанных на базе представленной математической модели. <...> Показаны результаты расчета тестовой модели в виде трех низших форм колебаний и графиков зависимости динамических перемещений на упругих опорах ротора, проведен краткий анализ результатов расчета, а также сравнение критических <...>