ПЕДАГОГИКА И ПОЛИТИКА Овечных проблемах воспитания Евгений Александрович Ямбург, директор Центра образования № 109 г. Москвы, академик РАО, доктор педагогических наук email: yamburgea@mail.ru Педагогические проблемы извечны: примат коллективного или личностного развития в формировании полноценного человека, со отношение общественной и приватной сферы в структуре личности; роль принуж дения в педагогике: свободное воспитание или предъявление требований; универсаль ная благотворная роль производственного труда или его проклятье в воспитании творческой личности… ответственность личности педагоги ческие противоречия производственный труд связь школы с жизнью политехни зация Педагогические противоречия Список вечных педагогических проблем можно продлить. <...> Во времена гипертрофии коллективного воспитания делать упор на личностное ин дивидуальное развитие. <...> Сегодня, в эпоху домини рования индивидуализма в ценностных предпочтениях молодых людей, вероятно, следует сделать крен в другую сторону, трактуя доблести коллективизма в новом свете: корпоративный дух, способность ра ботать в команде — это всё то, что так це «Социальная педагогика» 3/2015 5 п е д а г о г и к а и п о л и т и к а нится на рынке, без чего не реализует ся ни один серьёзный проект и не при ходит успех ни в одном деле, включая бизнес. <...> Такое же по ложение было в российских деревнях, где колхозы без помощи школьников не могли справиться с уборкой урожая. <...> Этот педагогический абсурд не имеет ни ма лейшего отношения к Макаренко: его колонисты производили фотоаппараты ФЭДы на самом современном по тем временам производстве и были заняты производственным трудом с высоким образовательным потенциалом. <...> Как укрепить связь школы с жизнью Ещё одна вечная проблема: «школа и жизнь». <...> И тогда педагог, стремясь уберечь детей от жёсткого со прикосновения с окружающим миром, создаёт очередную утопию. <...> О вечных проблемах <...>