МЕТОДОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ИДЕИ СВОБОДЫ И «ТРУДОВОГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ» В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ (НАСЛЕДИЕ А.С. <...> С амая главная трудность в освоении и разработке наследия А.С. Макаренко применительно к педагогической работе с несовершеннолетними правонарушителями состоит в том, что современная колония для них — это учреждение уголовно-исправительной системы, лишения свободы, изоляции от общества, строгой охраны и ж¸сткой регламентации режима, с реш¸тками на окнах. <...> Эта базовая особенность, к сожалению, очень слабо учитывается, когда решается вопрос об использовании макаренковских идей и опыта в современной работе с несовершеннолетними правонарушителями. <...> В результате очень многие положения А.С. Макаренко, плодотворные и новаторские, оказываются малоэффективными и даже приобретают искаж¸нный характер. <...> Вста¸т вопрос: как же тогда быть с твор6 ческим использованием и развитием этого наследия в современным условиях? <...> Иначе будет подмена его чем-то другим, к общепринятому сейчас, по целям, средствам от существа этого наследия. <...> В о спи т а т ельн ая р аб о т а в шко ле 5/15 Лишь в последние годы некоторые исследователи пришли к убеждению, что основополагающее значение в творчестве А.С. Макаренко имеет великая идея свободы [1, 2]. <...> В неразрывной связи с коллективизмом и солидарностью она является одним из главных факторов прогресса общества и человека, истории культуры и цивилизации. механическое «прист¸гивание» и результатам весьма дал¸кому На первый план в макаренковедении сейчас выходит тезис о том, что колония им. <...> Ф.Э. Дзержинского были открытыми учреждениями, хотя и предназначались для несовершеннолетних правонарушителей и беспризорных детей. <...> И это не является педагогическим достижением А.С. Макаренко; такими были все учреждения подобного типа в СССР в 1920-х годах и первой половине 1930-х годов. <...> Они входили в систему Наркомпроса, действовали в соответствии с общепринятыми в ней педагогическими целями <...>