ТЕАТР МНЕНИЕ Клоуны круче гриппа Елена Смородинова, корреспондент отдела культуры «РР» Мне ужасно повезло: наше знакомство c дорогим ФМ состоялось тет-а-тет, а проводником в инфернальный мир топоров, старушек, бедных людей и горящих ста тысяч оказался не учитель литературы, а грипп. <...> Режиссер Максим Диденко, известный своими пластическими работами и интересом к авангарду начала ХХ века, превратил культовый роман в полуторачасовую клоунаду в стиле нуар, вернув нам с вами и культуру клоунады, и ироничного Достоевского. <...> Вместив увесистый роман в полтора часа сценического времени, сократив сюжетные линии и число героев и позвав всего четырех актеров, Диденко сумел подобрать неожиданный по своей точности сценический эквивалент тексту Достоевского — жутковатую компьютерную игру с противостоянием красного и белого клоунов (убедиться можно, например, 11 и 12 февраля на Малой сцене Театра Наций). <...> Красный тут, конечно, Рогожин (Евгений Ткачук или Александр Якин) — рычит, таращит глаза, которые в какой-то момент материализуются на заднике и потом превращаются в огромные шапки-шлемы. <...> Белый, конечно, Мышкин (Ингеборга Дапкунайте) — семенит ручками-ножками, пищит, как птенец и кивает головой, как китайский болванчик. <...> Впрочем, на фоне шикарных женщин, сыгранных шикарными и рослыми мужчинами — Аглаи (Павел Чинарев или Артем Тульчинский) и Настасьи Филипповны (Роман Шаляпин), они в прямом смысле слова мелки. <...> И можно обсуждать, как самоотверженно ведет роль Дапкунайте, становящаяся Мышкиным до такого самоотречения, что начинаешь бояться за психическое и физическое состояние актрисы. <...> Можно написать исследование про смыслы, зашифрованные в сценографии и свете ахейца Павла Семченко, то заливающего сцену цветом крови, то путающего мультяшной вязью из крестиков-пистолетиков и сводящего с ума глазами Рогожина. <...> Никак нельзя молчать о музыке Ивана Кушнира, которая доводит до предела ощущение пребывания внутри <...>