КУПРИЯНОВ В тексте новых Федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования, в разделе «Программа воспитания и социализации», ставится задача формирования уклада школьной жизни (уклада жизни общеобразовательной организации). <...> Автор, как участник разработки Примерных образовательных программ основного и среднего общего образования, делится своими размышлениями об укладе школьной жизни. <...> В школе должен сработать «эффект сол¸ного огурца». <...> В.Ф. Шаталов С овременное понимание уклада школьной жизни («институционального контекста образования») основывается как на отечественной, так и зарубежной традициях социальных исследований. <...> В своей разработке автор пытается обоКонцепции и системы (27—33) сновать изложенные образы, основываясь на ретроспективном анализе традиционных практик воспитания, обнаруживая корни современных школьных укладов в афинской и спартанской системах, в Академии Платона, Английском клубе и опыте А.С. Макаренко. <...> В предлагаемой интерпретации определяются пять вариантов укладов жизни образовательной организации: — гимназический, построенный на восхождении обучающихся к культурному образцу; — лицейский, представляющий собой образование как творчество; 54 — клубный, основанный на свободном объединении по интересам; — военный, имитирующий военную организацию; — производственный, включающий производственную деятельность обучающихся. <...> В о спит а тельная ра б о т а в шко ле 6/15 Вряд ли кого-то можно удивить соображениями о том, что в школе воспитывают и стены, и школьное крыльцо, и, конечно же, порядки, правила и отношения, установленные или, скорее, установившиеся между учениками, учителями и родителями. <...> Именно благодаря этому множеству трудно фиксируемых мелочей и возникает «эффект сол¸ного огурца», то есть когда воспитание происходит вроде как само собой, неявно, незаметно и в то же время ощутимо. <...> Повод этот — Федеральный <...>