ученые записки сПбГиПср яСЮКОВА ЛЮДМИЛА АПОЛЛОНОВНА кандидат психологических наук, факультет социологии санкт-Петербургского государственного университета, руководитель лаборатории социальной психологии YASYuKO�A L. candidate of psychological science, department of sociology of Saint-Petersburg state university, chief of he laboratory of social psychology ВЛИяНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИя НА СТАНОВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТАРшЕКЛАССНИКОВ (ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)1 INfLuENCE Of INTELLIGENCE ON DE�ELO��ENT Of THE E�OTIONALCO��uNICATI�E �ArT Of SENOIr �u�ILS �ErSONALITY (LONGuITuDINALrESEArCH) LONGuITuDINALrESEArCH) аннотациЯ. в статье излагаются результаты изучения закономерностей развития старшеклассников математического лицея за период их обучения с 7-го по 11-й класс (60 человек). описана специфика влияния углубленных лицейских программ на когнитивное развитие учащихся с различным типом и уровнем интеллекта. выявлено разноплановое и усиливающееся по мере взросления позитивное влияние интеллектуального развития на становление эмоционально-коммуникативной сферы учащихся. <...> Positive influence of intelligence on development of emotional-communicative part of the pupils personality is discovered; this influence is diversified and is increasing while the adolescents are growing up. клЮчевые слова: подростковый кризис, старшеклассники, учебные программы, развитие, академический интеллект, понятийное мышление, социальный интеллект, коммуникативные установки, эмоциональная сфера. <...> KEywORdS: adolescent crisis, senior pupils, educational programs, development, academical intelligence, conception thinking, social intelligence, communicative attitudes, emotional part of personality. закономерности развития интеллекта в онтогенезе – область психологии, которая постоянно находится в зоне внимания исследователей, но экспериментально изучаются в основном ранние этапы (от рождения до поступления ребенка в школу), и значительно меньше работ, посвященных исследованию динамики когнитивных процессов подростков и взрослых людей. резкое уменьшение числа исследований связано с тем, что практически невозможно отделить имманентные законы развития когнитивных процессов <...>