Флора и растительность — доступные объекты исследования для школьников Глушенков Олег Владимирович, ведущий научный сотрудник ФГБУ «Государственный природный заповедник «Присурский», кандидат педагогических наук Глушенкова Наталия Аракадьевна, методист МБОУ ДОД «ЦРТДиЮ» им. <...> 21 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ / 3’2015 Актуальные области интереса Рассмотрев опубликованные в последнее время материалы полевых исследований, мы пришли к выводу, что изучение обычно охватывает очень небольшую часть территорий (административных или географических). <...> 22 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ / 3’2015 Освоение всей методики юннатами желательно, но не обязательно. <...> Методы пробных площадей, предназначенные для исследований фитоценозов путём сбора информации об их параметрах (покрытии проективном, обилии вида, биомассы и пр.), позволяют свободно варьировать формой пробных площадок (квадрат, прямоугольник, круг и т. д.) и их размером, который зависит от целей исследования и может колебаться от размеров «точки» (метод уколов) до нескольких сотен квадратных метров. <...> Размещение (отбор) пробных площадей в пространстве для методов геоботанического исследования также зависит от ваших целей и может быть типическим или случайным. <...> Поясним наши рассуждения о несложности применения методов геоботанических исследований на конкретных примерах юннатских научно-исследовательских работ в этой области. <...> Многими исследователями доказано, что для получения достоверных результатов в геоботанических исследованиях трявяно-кустарничкового покрова достаточно полное описание его на 5 кв. м, на пробных площадях различного размера — от 100 кв. м до 10000 кв. м (раункьеровские площадки). <...> В пределах каждой пробной площади закладываются по 20 учётных площадок размером 50Ч50 см, на которых (при необходимости) определяется проективное покрытие видов; затем травостой срезается на уровне почвы, разбирается по видам и взвешивается <...>