ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ ПРОГРАММ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ Методические материалы ВЕСЕЛОВА Елена Константиновна — профессор кафедры психологии человека психолого-педагогического факультета Российского государственного педагогического университета им. <...> А.И. Герцена, доктор психологических наук, профессор, ekveselova2007@yandex.ru Методика погружения в ситуации морального выбора «Друг–советчик» предлагается для проведения практических занятий в рамках программ духовно-нравственного воспитания в вузе. <...> Даются два варианта использования методики: 1) проведение групповых дискуссий со студентами на тему возможных решений предлагаемых ситуаций морального выбора; 2) психодиагностический вариант: оценка студентами на занятии собственных показателей нравственной направленности и индивидуальных характеристик нравственной сферы с последующим составлением психодиагностического заключения. <...> КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мораль, нравственная сфера личности, естественный нравственный закон, ситуации морального выбора, психодиагностика, духовно-нравственное воспитание В философии и этике понятия «нравственность» и «мораль» обозначают одну и ту же предметную область, поэтому часто в литературе эти понятия означают одно и то же. <...> Мораль рассматривается как совокупность норм поведения, взаимодействия людей, формирующихся в социуме, и как присущая каждому социальному сообществу, обеспечивает внешние мотивы морального поведения: «я должен», «так принято», «все так делают», «меня накажут, если я этого не сделаю» и т. д. <...> Функционирующая совесть обеспечивает внутренние мотивы поведения: «меня замучает совесть», «я не могу нанести вред другому человеку», «я перестану себя уважать», «мне жаль моего товарища», «я поступлю так, несмотря на материальный ущерб» и т.д. <...> 89 ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ Воспитание совести является важнейшей психологической задачей духовно-нравственного воспитания <...>