ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ И ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ1 КОСИНОВА Оксана Анатольевна — доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии Высшей школы Московского гуманитарного университета, e-mail: kosinova1967@rambler.ru Статья посвящена историческим аспектам онлайн-обучения, в частности генеалогии МООКов и их связи с подходом к образованию «педагогики участия». <...> Появление МООК вполне закономерно и соответствует общему движению педагогической мысли и социального развития. <...> По аналогии с понятием «воспринимаемое качество жизни» в статье предлагается понятие «воспринимаемого качества образования». <...> КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогический менеджмент, качество образования, дидактика электронного обучения, массовые открытые онлайн-курсы, МООК В современном российском образовании происходят изменения, заставляющие по-иному взглянуть на его ключевые характеристики — содержание образования, организацию обучения, принципы управления. <...> Реформирование отечественного образования пронизывает все его уровни. <...> Высшая школа, отвечая на возрастающий социальный заказ, стремится к совершенствованию образовательных услуг, в том числе посредством внедрения новых обучающих средств. <...> Одним из них в последние годы стало онлайн-обучение, в частности, массовые открытые онлайн-курсы (далее — МООКи), дидактический потенциал которых находится в стадии изучения и активного обсуждения педагогическим сообществом. <...> Согласно определению Еврокомиссии, МООК — это открытый для любого слушателя, бесплатный, фиксированный во времени онлайн-курс, формирующийся в логике учебной дисциплины, предполагающий интерактивное взаимодействие между студентами и преподавателями, а также студентами между собой, стимулирующий последних к созданию обучающих сообществ (Report …, 2014: 2). <...> 13 ЦИФРОВОЙ УНИВЕРСИТЕТ: новые концепции развития образования Большинство авторов публикаций на тему онлайн-обучения <...>