МОДУЛЬНАЯ ГРАФИЧЕСКАЯ НАГЛЯДНОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ ВУЗОВСКОЙ ПЕДАГОГИКИ Стихийные и организованные процессы в образовании ОСТАПЕНКО Андрей Александрович, профессор Кубанского государственного университета, доктор педагогических наук На основании идеи В.И. Слободчикова о различении спонтанных и целенаправленных процессов в образовании предложена базирующаяся на онтологических основаниях человеческого способа полная классификация этих процессов Ключевые слова: образовательный процесс, стихийный процесс, организованный процесс, спонтанный процесс, целенаправленный процесс, антропологический подход Ц икл статей1 медленно, но уверенно разрастается до полноценного учебного пособия с модульной графической наглядностью. <...> Виктор Иванович Слободчиков неоднократно писал о том, что крайне необходимо отличать понятия «процесс образования» и «образовательный процесс»2. <...> Дьюи до С.И. Гессена, он определяет оба понятия (см. табл. <...> 2 Наиболее важные его публикации об этом: Слободчиков В.И. <...> Гессен Воспитание как естественный процесс усвоения опыта Стихийное образование Бессознательно охватывающая деятельность образования В. <...> Слободчиков3 Процесс образования — это то, что происходит, случается с человеком; это то пространство, где складывается спонтанный субъектный опыт — даже если никто никого не образовывает Дж. <...> Дьюи При этом он указывает, что в естественном процессе образования «способы поведения, содержание культуры, формы мышления и сознания, нормы общения осваиваются реб¸нком спонтанно, естественно в процессе совместной жизни, общения и взаимодействия со взрослыми, через язык и речь, посредством предметного контекста жизнедеятельности»4. <...> 32 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ № 1/2016 Образовательный процесс — это осознанно, рационально построенная (искусственная) практика образования, исходящая из общих задач социализации молодых людей в данной культуре определ¸нные способы достижения <...>