Ресурсы КАК ЧЕРЕЗ «ВЫЧИТАНИЕ» ОШИБОК ОВЛАДЕТЬ ПИСЬМЕННОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ? <...> Андрей Остапенко, заместитель директора Азовского педагогического лицея Краснодарского края, доктор педагогических наук, Наталья Прохорова, учитель русского языка и литературы Несколько лет работы начальных классов нашего лицея в статусе экспериментальной площадки по реализации модели природосообразного обучения языковой грамотности (технология А.М. Кушнира), дали замечательные результаты не только в начальной школе, но и стимулировали методический поиск у педагогов-филологов основной школы. <...> Высокий уровень техники чтения, хорошая письменная грамотность выпускников начальной школы позволили расширить экспериментальные поиски путей формирования языковой грамотности в старшем возрасте. <...> Хорошо известно, что обучение детей грамотности – дело индивидуальное и его продуктивность мало связана с накоплением знаний правил орфографии и пунктуации. <...> Филологам хорошо известен дидактический парадокс: ребёнок не делает тех или иных орфографических ошибок до тех пор, пока не выучит соответствующее правило. <...> А русский язык привычно стоит в ряду трудных предметов, по которому всегда наибольшее число «троек» и «двоек». <...> Накопление позитивного (совершённого) языкового опыта в контексте живой, внутренне детерминированной мотивации до некоей критической точки должно предшествовать освоению теоретических знаний об 85 этом самом опыте»1. <...> И мы вполне согласны с А.М. Кушниром в том, что первый этап работы над письменной грамотностью в начальной школе – «это накопление письменного опыта и воспитание «орфографического сторожа»2. <...> Овладение грамотностью на этапе основной школы состоит в процессе исключения неточностей и ошибок из живой, развитой устной и письменной речи ребёнка (кстати, устной речью, ребёнок владеет, придя уже в первый класс). <...> В отличие <...>