ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРУКТУРНЫХ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М.А. <...> Мазниченко Проблема вычленения структурных и процессуальных компонентов образовательных систем актуальна для развития педагогической науки и совершенствования образовательной практики. <...> Как справедливо отмечено во вступительной статье А.А. Остапенко, педагоги-исследователи (добавим, и педагогипрактики тоже) часто «моделируют либо системы, либо процессы, плохо понимая, как они между собой увязаны». <...> Использование педагогом знаний о компонентах и их взаимосвязях меняет педагогическую реальность, позволяет решить вечную проблему оторванности педагогической теории от практики, повысить эффективность как педагогического проектирования, так и реализации проектов. <...> Игнорирование педагогом тех или иных компонентов значительно снижает эффективность его практической и исследовательской деятельности. <...> Мы считаем, что структурные и процессуальные компоненты следует выделять как в образовательных системах, так и в педагогической деятельности. <...> Что касается образовательных систем, то следует отметить, что с позиций системного подхода любую систему необходимо рассматривать в трёх плоско78 стях: структурной, функциональной и динамической. <...> Соответственно, структурные компоненты образовательной системы составляют её структурную плоскость, функции и закономерности функционирования системы — функциональную плоскость, а процессуальные компоненты и изменения системы во времени представляют её динамичную плоскость. <...> Менее исследованы, на наш взгляд, взаимосвязи структурных и процессуальных компонентов педагогической деятельности. <...> За основу мы взяли модель соотношения структур и процессов в образовательной системе, предложенную А.А. Остапенко. <...> Применительно к педагогической деятельности структурные компоненты конкретизируются следующим образом: — цели воспитания и обучения; — педагог как субъект <...>