КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ШКОЛЕ? <...> Олег Викторович Решетников, директор Института общественного служения, психолог школы № 1910 ЮВАО, руководитель учебно-методического центра дополнительного профессионального образования и профессиональной переподготовки ЖДЦ Департамента труда и занятости населения г. Москвы, кандидат психологических наук, dobrovolec@inbox.ru • школьный психолог • психологическая служба в образовании • индивидуальная образовательная траектория • гуманизация • формирование родительской компетентности Проблемное начало Поступив на должность школьного психолога в 1990 году, то есть в тот момент, когда должность возникла, я задал себе простой вопрос, на который снова пытаюсь найти ответ: «Зачем психолог в школе? <...> » Мне кажется, некая красная линия, лейтмотив, который для многих тогда обозначал суть профессиональной миссии психолога в самом начале развития психологической службы в российском образовании, к сегодняшнему дню закономерно себя исчерпал. <...> Это идея о том, что школьный психолог — это «гуманизатор». <...> На фоне пробудившегося в начале 90-х годов интереса к индивидуальной личности, в процессе сбрасывания оков «коллективизма», казалось естественным, что в бюрократически обесчеловеченном обществе появится профессионал, который уврачует эти общественные травмы. <...> Но для меня уже тогда возникли некоторые сомнения в этой, по сути замечательной, мессианской прогрессивистской идеи, которые я бы свёл к следующим: • Если психолог олицетворяет гуманизм и демократию, то кому отводится роль «тиранов» — учителям, родителям? <...> • Если миссия психолога гуманизировать и «прогрессировать» (как у братьев Стругацких) школьную атмосферу, то в чём 16 уникальность профессиональных инструментов психологов для её реализации (в отличие, например, от литераторов, обществоведов или даже математиков)? <...> • Наконец не мелок вопрос и о том, кто и что свидетельствует об эффективности миссии <...>