ГУМАНИТАРНАЯ СУЩНОСТЬ ПОЗНАНИЯ: МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Ирина Вячеславовна Соснина, учитель русского языка и литературы ГБОУ «Гимназия № 1504», г. Москва • диалог • образовательный стандарт • познание • предметная модальность • деятельность • урок-исследование Диалог учащихся с художественным произведением на уроках литературы даёт возможность формировать личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия. <...> Однако освоение учащимися ФГОС в виде универсальных учебных действий требует существенного преобразования изучаемого содержания, в котором отчётливо был бы представлен его культурологический состав: знания, опыт деятельности (репродуктивной и творческой), опыт эмоционально-ценностного отношения к людям, к миру, к себе [1]. <...> Культурологический состав содержания образования ценен своей целостностью для ученика, но может осваиваться им в разной последовательности его исходных четырёх элементов. <...> Так, содержание образования обогатилось новым элементом — предметной модальностью. <...> Выделены такие её виды, как знаниевая (базовая), деятельностная, ценностная, субъектно-личностная [2]. <...> Знаниевая модальность означает, что изучение материала, его повторение, закрепление начинается с обращения к знаниям. <...> Деятельностная модальность означает, что исходным элементом содержания является новый вид деятельности или новая совокупность действий. <...> Ценностная модальность заявляет исходным элементом ценностное отношение. <...> При этом, опираясь на работу [2], мы можем утверждать, что фрагмент учебного материала должен прорабатываться всегда так, ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 4’2015 чтобы ученики осваивали его во всей культурологической полноте. <...> Предметная модальность соотносится с УУД как цель со средствами и результатами, как содержание со способами его освоения. <...> На уроках литературы ведущая модальность — ценностная, а формируемые УУД — смысловое <...>