ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ Игорь Васильевич Гребенев, профессор кафедры кристаллографии и экспериментальной физики Нижегородского государственного университета им. <...> Н.И. Лобачевского (Национального исследовательского университета), доктор педагогических наук, профессор Ольга Васильевна Лебедева, доцент кафедры кристаллографии и экспериментальной физики Нижегородского государственного университета им. <...> Н.И. Лобачевского (Национального исследовательского университета), кандидат педагогических наук, доцент • теория обучения • принципы и закономерности процесса обучения • исследовательская деятельность учащихся Применение исследовательского обучения на уроках естественнонаучных предметов в средней школе становится актуальной задачей преподавателей. <...> В то же время, как это часто бывает в практике современной школы, административные требования опережают меру разработанности теоретических положений и продуктивных методических рекомендаций. <...> Зачастую такой перекос приводит к дискредитации позитивных педагогических идей неумелой реализацией в школьной практике. <...> Поэтому цель проводимых нами исследований состоит в создании теоретических основ проектирования учителем элементов исследовательского обучения. <...> Нормативную функцию, реализующую теоретические положения ядра любой теории, выполняют законы, сформулированные данной наукой, теорией. <...> В дидактике ряда предметов известны попытки сформулировать законы [1], закономерности процесса обучения конкретным наукам [2, 3]. <...> Однако общая точка зрения состоит в том, что на уровень законов как точно сформулированных, повторяющихся устойчивых связей теория обучения выйдет нескоро [4]. <...> Меньший уровень строгости имеют закономерности, которые, по И.Я. Лернеру, выполняются в учебном процессе при условии соблюдения установленных правил [5]. <...> Этим рассматриваемые закономерности второго типа отличаются <...>