ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ШКОЛЕ: И СНОВА О МОЗГОВОМ ШТУРМЕ Борис Рувимович Мандель, профессор Новосибирского гуманитарного института, профессор Российской академии естествознания, заведующий кафедрой педагогики и психологии НГИ, кандидат педагогических наук, boruvman@rambler.ru • дискуссия • преподаватель • генерация идей • медиатор • фасилитатор • фантазия • организованность • креативность Мозговой штурм (brainstorming) сегодня (несмотря на то что его, как метод, можно вполне реально отнести к «дедушкам» управленческих технологий), по-прежнему один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. <...> Он используется во многих организациях именно для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач. <...> Не будем касаться многочисленных мифов и легенд о создании, появлении метода мозгового штурма, о великих менеджерах и психологах, владельцах корпораций и самоучках-изобретателях… Наверное, Алекс Осборн получил приказ свыше, озарение, инсайт, вдохновение, поиски выхода из упомянутого выше тупика… 1942 год. <...> Правда, можно ли считать великой ту книгу – «Hou to «Think Up», где описан первый вариант мозгового штурма, который, впрочем, использовался в его рекламном агентстве BBDO ещё в конце 30-х годов XX века? <...> Однако давайте не будем забывать и о качестве идей. <...> Спустя 10 лет Осборн выдаёт ещё одну книгу – «Applied Imagination Principles and Procedures of Creative Problem …» и начинает проводить семинары по креативу (звучитто как!) <...> . Впереди – создание специального агентства, реклама и распространение меШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 5’2015 тода мозгового штурма, появление новых модификаций. <...> Конечно, допущение того, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки» (люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения услышать скептическое или даже враждебное по отношению к себе и собственным мыслям со стороны руководителей и коллег). <...> Существуют и свои правила: • критика исключается <...>