НЕУСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ: ПРИЧИНЫ И СРЕДСТВА ЕЁ ПРЕОДОЛЕНИЯ Пётр Аркадьевич Киршин, педагог-психолог муниципального бюджетного образовательного учреждения СОШ № 7, г. Сарапул (Республика Удмуртия, РФ), kirshin.peter@yandex.ru • школьная неуспеваемость • обучаемость • успешность/неуспешность • психологические тесты • коррекционная программа Несмотря на общеизвестность многих рекомендаций по предупреждению и преодолению отклонений в поведении и учебной деятельности обучающихся, эта проблема продолжает существовать и по сей день. <...> Только у отдельных учителей или педагогических коллективов некоторых образовательных учреждений эта проблема решается успешно. <...> В связи с этим возникают два вопроса: 1. <...> Почему некоторые учителя и педагогические коллективы успешно справляются с этой проблемой? <...> Отсюда возникает ещё одна трудность – это невозможность дать учителям точный, универсальный методический совет. <...> Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств её предупреждения требуют использования двух терминов: • «неуспеваемость»; • «отставание». <...> Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (например: цепочки уроков, посвящённых изучению одной темы или раздела курса, семестра, года). <...> В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности учащихся, с реально достигнутым ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями. <...> 78 Неуспевающий ученик – это ребёнок, который не может показать тот уровень знаний, умений, оперативность ума и исполнения операций, который демонстрируют одноклассники. <...> Исследования интеллекта отстающих в учёбе детей показывают, что по основным показателям они не хуже успевающих школьников. <...> Учителя порой бывают удивлены: почему безнадёжный двоечник стал лучше учиться <...>