ЕДИНСТВО ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИИ В НРАВСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ Валерий Николаевич Клепиков, кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель конкурса «Лучший учитель России», почётный работник общего образования РФ, ведущий научный сотрудник ФГНУ «Институт социальной педагогики» РАО, заместитель директора по инновационной работе, учитель математики и этики средней школы № 6 г. Обнинска, Klepikovvn@mail.ru • образование • нравственное образование • этические ценности • обучение • воспитание • развитие • социализация • самообучение • самовоспитание • саморазвитие • самосоциализация • дифференциация • интеграция Одна из важнейших целей, которую ставит перед собой современная школа, – нравственное образование учащихся. <...> Из этого следует, что, например, обучения или/и воспитания явно недостаточно для полноценного образования школьников. <...> Как известно, текст ФГОС второго поколения буквально насыщен такими понятиями, как «обучение», «развитие», «воспитание» и «социализация». <...> Однако никаких дефиниций для них не предложено. <...> И порой мы встречаем не очень привычные словосочетания, например, «формирование социализации», хотя почему нет, если в тексте присутствует понятие «формирование нравственности». <...> Поэтому учителя волей-неволей обращаются к определению данных понятий в Интернете, научной и учебной литературе. <...> И здесь мы сталкиваемся с довольно непростой ситуацией: определения данных понятий даются через друг друга, т.е. через частичную подмену одного понятия другим. <...> Чтобы не быть голословными, приведём определения искомых понятий из наиболее авторитетного источника – Российской педагогической энциклопедии (1999). <...> «Социализация – развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества». <...> «Воспитание – целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных <...>